Одна из самых ярких балерин России приглашает зрителей на свой бенефис на Новой сцене ее родного Большого театра
В будущем году у талантливой артистки юбилей, так что грядущий вечер можно считать своего рода преддверием этого важного рубежа в жизни исполнительницы.
Чем порадуете зрителей вашего бенефиса?
— Специально для этого вечера мы приготовили премьеру балета «Клеопатра — Ида Рубинштейн». Волнуюсь ужасно, потому что несу определенный груз ответственности.
— Очевидно, ее налагает уже сама фамилия — ведь вашего отца, замечательного танцовщика и актера, Мариса Лиепу обожала вся страна.
— Мой отец был потрясающим мужчиной. Я неслучайно употребила такое определение: он относился ко мне не просто как к дочери, но как к другу и как к женщине. Всегда на встречи со мной приносил цветы и шутливо говорил: «Ну, как я причесался — тебе нравится?» Мы писали друг другу письма. Как-то он сказал: «Напиши книгу обо мне». Несколько лет назад в «Огоньке» вышло мое эссе, посвященное отцу. Тогда я решила, что выполнила его просьбу. Но сейчас начинаю понимать, что это не так. Зреет книга, состоящая из моих воспоминаний и его дневников, которые никогда не были опубликованы. Храню его письма, костюмы, в которых он танцевал в балетах «Спартак», «Жизель», «Анна Каренина»...
— Тем временем вышла другая ваша книга — «Метод Лиепа. Философия тела».
— Ко мне часто обращаются женщины разных возрастов и профессий с вопросами, как держать себя в форме, быть подтянутой. Вот я и решила ответить на все вопросы. А началось все с того, что однажды ко мне в гости пришла подруга, теперь директор «Школы-студии Илзе Лиепа» Мария Субботовская, и я во время разговора, чтобы не терять время, стала делать свою обычную ежедневную гимнастику. Она воскликнула: «Ведь это же уникально! Надо делать из этого комплекс упражнений». Так родился «Метод Лиепа». Хочу заметить: это разработка не только моя, но всей нашей семьи.
— В чем же этот метод состоит?
— Кто-то из православных старцев сказал, что от профессионального спорта один шаг до монашества. Упорство и твердое желание идти к постоянной цели, как правило, связаны не только с физическим совершенствованием, но и с духовным поиском. Так в нашей семье появилась ежедневная гимнастика, без которой я уже не могу существовать. Ее делал и мой отец. Каждый день помимо репетиций в зале он занимался дополнительно: плавал, бегал... Часто на пробежки брал с собой нас с братом Андрисом. Рассказывал, как правильно дышать, распределять нагрузку. Моя мама, в прошлом драматическая актриса, которая уже давно никакой гимнастикой не занимается, сказала мне: «Знаешь, я стала заниматься, и у меня все получается».
— Как оцениваете уровень физической культуры современных женщин в целом?
— Тело должно быть воспитанное, это как умение пользоваться вилкой и ножом. Между тем, многие женщины надевают короткие юбки, не задумываясь о том, как они в них смотрятся. Одеваешься смело — так уж никаких полусогнутых коленей, сутулой спины. Не помню, кто так написал, но я бы смело подписалась под этими словами: «По тому, как держат себя женщины, мы можем судить о нравственном состоянии общества».
— Советуете мамам отдавать своих дочерей в балет?
— По крайней мере не советовала бы им отдавать пятилетних девочек на бальные танцы. Посмотрите, например, на танец ча-ча-ча. Это же движения взрослой женщины со сформировавшейся сексуальностью. Женская природа тонка, восприимчива и беззащитна. Женщины могут очень навредить себе, если будут танцевать, допустим, в стрип-дэнсе. А вот заниматься балетом, получать воспитание на основе классической хореографии и музыки полезно для любой девочки. Классика — это инъекция против агрессии окружающей среды.
— С вашей собственной дочерью вы строги?
— Наш отец баловал нас с братом в детстве, привозил с зарубежных гастролей огромное количество красивой одежды. Нас это не испортило, и я точно так же не боюсь дарить Наде красивые наряды. Но при этом она ежедневно много занимается: музыкой, английским... Персональные уроки хореографии у нее дважды в неделю — с двухлетнего возраста! Она очень организованный ребенок. В доме постоянно звучит классическая музыка. Тщательно отбираются детские книги и игрушки. Телевизор она не смотрит. Когда я беру с полки духовную литературу, она присаживается рядом. Надеюсь, когда Надя повзрослеет, у нее будет крепкий иммунитет против пошлых игрушек типа Барби и глупых телепередач.