ЧТО НАС ЖДЕТ
Руководство ГАИ вспомнило, что к водителю тоже применима презумпция невиновности. Инициативой самих чиновников это вряд ли назовешь, поскольку Департамент ОБДД МВД РФ в последнее время завалили письмами автомобилисты, которых, по их мнению, штрафовали незаконно. Речь об одной из многочисленных ловушек на дорогах.
Вы поднимаетесь в гору или проходите поворот по правой стороне двухполосной трассы. И видите знак "Обгон запрещен", причем без указания зоны действия. Смотрите на асфальт, а там вместо сплошной линии, которую, естественно, пересекать нельзя, нарисована разметка в виде прерывистой линии. Прерывистая разметка обгон разрешает. Знак - нет. Многие водители, не обращая внимания на него, выходят на встречную полосу.
Именно это недоразумение (несоответствие разметки и знака) решил ликвидировать главный инспектор страны В. Кирьянов. Однако я не уверен, что все инспекторы ДПС с завтрашнего дня после выхода приказа перестанут останавливать машины и клянчить с водителей деньги за якобы совершенное нарушение. Поэтому есть смысл вырезать выписку из грозного приказа и возить ее с собой:
"При осуществлении надзора за дорожным движением, а также при рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения".
ГАИШНЫЕ ЛОВУШКИ
Мы проехали по Москве. Честное слово, кажется, что кое-где разметка нанесена и знаки поставлены просто наобум, а, может, и с целью подлавливать зазевавшихся водителей.
Вы спускаетесь с Садового кольца перед Таганским тоннелем и хотите попасть к институту МАТИ на Коптяковской набережной. Влево на институтскую стоянку повернуть нельзя - сплошная линия. Въезд разрешен только с набережной и с обратной стороны. Понятно, что там никто не ездит, все пересекают сплошную линию и паркуются. Нарушение? Думаю, эта ловушка сделана искусственно. Другая ловушка - на Шереметьевской. Когда спускаешься с моста и справа появляется магазин "Ашан" (бывший "Рамстор"), висит знак "Прямо или направо". Поворачиваешь и утыкаешься в "кирпич" - проезд запрещен. Там очень часто дежурит гаишник. И потирает руки. Ведь, чтобы развернуться и выехать, надо обогнуть "кирпич", то есть нарушить предписание знака. Недавно моя знакомая попалась. После долгих уговоров гаишник потребовал штраф в 500 рублей, вписав в протокол совсем другое, менее тяжкое нарушение ПДД. А не проще ли убрать или "кирпич", или знак поворота направо? Проще, но невыгодно для гаишников.
Еще один казус. О нем рассказал редакции москвич Сергей Усанов:
- С Мартыновского переулка мне нужно было уйти влево на Пестовский. Знак разрешал это сделать. Но у дома номер 2 я заметил с правой стороны на заборе перед въездом на стройку "кирпич". С левой же стороны Пестовского другой знак - "Уступи дорогу". Значит, надо пропустить машины оттуда и ехать, но гаишник поднял жезл - нарушение - "кирпич". Спор окончился в суде, меня лишили прав на 4 месяца. А судья, когда узнал, где я нарушил ПДД, заметил: ты, дескать, уже пятый там попадаешься. Так и сказал "попадаешься". Но никто до сих пор двусмысленные знаки не убрал.
В том-то и беда. К сожалению, и в грозном приказе главного инспектора страны Виктора Кирьянова лишь вскользь говорится о том, что пора, мол, заняться решением проблемы, а кое-где даже "добавить или убрать знаки". Таких указаний, к сожалению, вышло уже много.
Осторожно
Если над прерывистой разметкой висит запрещающий обгон знак с табличкой "50 м", то эти 50 м вы не имеете права обгонять впереди идущую машину. Именно табличка с указанием зоны действия делает его приоритетным. За нарушение можно распрощаться и с водительским удостоверением - выезд на встречную полосу.
Одну новую поблажку главный инспектор водителям сделал. Раньше нельзя было поворачивать налево через одну сплошную линию, если даже вверху висел знак, разрешающий сделать такой маневр. Можно, но если дорога, куда вы повернули, не односторонняя, встречная.
МЕНЯТЬ НАДО ОТНОШЕНИЯ
Хорошо, конечно, что наверху гаишного Олимпа вспомнили о том, что водитель тоже человек и может ошибаться, чего-то не замечать. Порой это такие мизерные нарушения ПДД, что и обращать внимания на них не стоило бы. Но опишу два случая из личной практики. Они говорят о разном отношении дорожных полицейских к нам, автомобилистам.
Разогнался, проворонил разворот. Дальше две сплошные линии и конца-края им не видно, а мне в другую сторону надо. Стоит полицейский на мотоцикле. Руками объясняю, что заблудился, что надо бы развернуться. Что он делает? Поднимает жезл, останавливает несколько машин на встречке и показывает мне, чтобы я разворачивался. Я ему спасибо, он мне - под козырек. Не наказал, а помог. Наверное, это и называется хорошей организацией движения. Остается добавить, что случилось это со мной не у нас, а в Греции.
А у нас... Выезжаю с заправки в узкий проезд. Половину занял жигуль ДПС. Встал так, что вправо поворачивать сложно, надо его объезжать. Смотрю знак "Главная дорога", под ним стрелка синяя - направо. Притормаживаю и кричу в окно, можно ли мне повернуть налево, чтобы потом не искать разворот. Суббота, на улице ни одной машинки. Ни в ту, ни в другую сторону. Машет рукой, улыбается, вроде одобряет. Еду, вдруг сирена и кряканье. Сорвался жигуль, так же, как я, пересек сплошную линию, догнал. Ваши документы, вы нарушили правила - в общем, штраф. И ведь все по закону! Только по какому?