За день до принятия этого закона Китай устами официального представителя канцелярии госсовета по делам Тайваня пригрозил Тайбэю серьезными последствиями в случае принятия на острове подобного закона. По мнению Пекина, подобные шаги политиков Тайваня подводят правовую базу под сепаратистские устремления и в конечном счете направлены на увековечение раскола родины. На вопрос журналистов о том, какими будут ответные меры материка на решение Тайваня идти своим путем, чиновник ответил, что об этом станет известно уже через считанные дни. Между тем о решимости Китая "любой ценой" не допустить отделения острова заявил в интервью газете "Вашингтон пост" премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао накануне своего первого визита в США в должности главы китайского правительства.
Очередное предостережение из Пекина не осталось незамеченным на Тайване. Вместо довольно смелого законопроекта о праве островитян голосовать за независимость, выдвинутого Демократической прогрессивной партией, тайваньские парламентарии приняли гораздо более мягкий вариант так называемого "оборонительного" референдума, увязанного напрямую с действиями материка. Аналогичным образом - то есть в результате волеизъявления жителей Тайваня - предусматривается решать и вопросы, связанные с конституционными изменениями, такими, как перемены в названии территории страны (по сей день Тайвань официально именуется "Китайской республикой"), ее флаге, гербе и гимне.
Принятие половинчатого закона с зеркальной точностью отражает раскол населения Тайваня по ключевому вопросу - о статусе острова. К тому же важнейшим фактором, удерживающим Тайбэй от дрейфа в сторону независимости, выступает растущая экономическая взаимозависимость между материком и островом: сегодня в КНР действует более 62 тысяч предприятий с участием тайваньского капитала с общим размером инвестиций порядка 100 миллиардов долларов. По сути, благосостояние многих тайваньцев во многом зависит от успешного бизнеса на континентальной части Китая, поэтому большинство островитян заинтересовано в сохранении статус-кво. И хотя затягивание до бесконечности решения вопроса о воссоединении не входит в планы Пекина на тайваньском направлении, на материке верят в историческую перспективу единого Китая и не форсируют события.