Напомним, что 5 марта 2002 года США ввели пошлины в размере от 8 до 30 процентов на импорт продукции сталелитейной промышленности из ряда стран, в числе которых оказались Япония, Китай, Россия, Бразилия, Украина, Южная Корея, а также страны Евросоюза. Ограничения вводились сроком на три года и объяснялись необходимостью защитить американских металлургов от недобросовестной, на их взгляд, конкуренции со стороны иностранцев.
Страны - члены ВТО обратились в организацию с жалобой на США, которая весной 2003 года признала действия американской администрации незаконными и противоречащими правилам ВТО. Американские пошлины больно ударили и по российским сталелитейщикам, которые к тому времени поставляли на заокеанский рынок существенные объемы этой продукции. Ущерб наших металлургов, по некоторым данным, составил не менее 600 млн. долларов ежегодно.
Более значительные потери Россия, как ни странно, понесла от реакции европейцев и китайцев на заокеанские события. Евросоюз поспешил закрыть свой рынок, установив заградительные пошлины, в том числе на российскую сталь, а китайцы в ноябре 2002 года ввели пошлины в размере 26 процентов. Их примеру последовали и другие страны, стремясь закрыть свои рынки от наплыва дешевого металла.
Российское правительство провело серию переговоров, в результате которых обе стороны пошли на уступки. Мы снова пустили в Россию американские куриные окорочка, а янки увеличили нам квоты на импорт слябов (литьевое сырье). Теперь, когда под угрозой европейских санкций США вроде бы отступили, рано говорить о стабилизации рынка металлов. Вашингтон, чтобы совсем уж не обижать своих металлургов, пообещал ввести систему предварительного лицензирования импорта стали. Так что в случае необходимости США смогут поставить заслон на пути импортной стали, сославшись на превышение установленной ими квоты.
России доказывать свое право торговать в США придется летом 2004 года, когда истекает срок Всеобъемлющего соглашения на экспорт металлов. Мало кто сомневается, что заокеанские партнеры упустят шанс навязать нам новые ограничения. Однако куда больший для нас интерес представляют действия стран ЕС и Китая, которые, по логике вещей, также должны снять свои таможенные барьеры на импорт стали, российской в том числе.