"Однако этого может и не случиться", - добавил глава правительства в беседе с журналистами, имея в виду конъюнктуру на мировом рынке сырья и успешное прохождение Россией пика выплат по внешнему долгу. Скорее всего, через год 5-процентный налог с продаж все же будет отменен. Но вряд ли это можно назвать большой новостью. Тем более что почти два года назад решение об этом уже принималось под давлением Конституционного суда, который признал налог незаконным и дублирующим НДС. Что же касается других налоговых послаблений, к которым вроде готово правительство, то здесь все покрыто густым туманом. В Белом доме сначала хотят разобраться с эффективностью расходной политики, которая, по словам премьера, его никак не устраивает. Эту проблему решено рассмотреть через пару недель в контексте финансового плана на ближайшие три года.
Прошедшее заседание подтвердило правоту утверждения, что у правительства нет единого представления о том, как двигать налоговую реформу и даже двигать ли ее вообще. Сторонники налоговой реформы из Минэкономразвития, как показали дебаты в Белом доме, встречают активное сопротивление со стороны консервативного Минфина, который опирается к тому же на заявление президента, что "мы подошли к той черте, после которой снижать налоги нельзя". В этой ситуации правительственные чиновники разрываются между указанием ускорить экономический рост и стремлением поддерживать доходы бюджета на уровне, достаточном для реализации социальных программ.
Правительство и впрямь оказалось перед дилеммой: как не испортить отношений с крупным бизнесом и не навлечь на себя гнев массового налогоплательщика, которого Минфин обещал обложить высокой ставкой налога на имущество. Напомним, что по версии финансистов, прошедшей по всем СМИ, гражданам грозило пятикратное увеличение налога на жилье и трехкратное увеличение сборов за наследование и дарение. Причем расчеты стоимости облагаемого имущества предполагается делать не по балансовой, а по рыночной цене. То есть если квартира на вторичном рынке жилья стоит 50 тысяч долларов, то и налог в 2 процента с этой суммы граждане должны будут платить с этой суммы. Точно такой налоговый расклад для дачных строений, гаражей, автомобилей и прочего дорогостоящего имущества населения. По некоторым оценкам, суммарное увеличение поимущественных налогов в этом случае должно составить почти 700 долларов с семьи. На этом основании эксперты сделали вывод, что олигархи сумели отстоять снижение налогового пресса на бизнес и продолжение реформы теперь будет проходить под знаком усиления налогового давления на граждан.
Но первый заместитель главы Минфина Сергей Шаталов заявил на заседании, что правительство склоняется к отмене контроля над крупными расходами физических лиц. Причиной такого поворота на 180 градусов стало отнюдь не забота о не бедных гражданах, а фактический провал идеи тотальной слежки за покупками. Оказывается, доначисления по этой статье составляют... 22 рубля на одну налоговую декларацию, что не покрывает даже расходов на контроль за покупками. Однако намерение оценивать имущество по рыночной шкале Минфин оставляет в силе. Далее С.Шаталов, ответственный в Минфине за фискальную реформу, проявил крайнюю непоследовательность, добавив, что этот налог может быть заменен налогом на недвижимость. И снова пообещал, что в любом случае изменения "серьезного ущерба гражданам не нанесут".
Куда там простому налогоплательщику разобраться в речевых поворотах чиновника, если эксперты и аналитики оказались не в силах внятно прокомментировать словесные зигзаги финансиста. Спустя три дня в воскресном телеэфире сам Шаталов опять пытался разъяснить суть предложений Минфина в отношении имущественных налогов на физлиц. Он снова подтвердил предложение ведомства оценивать имущество граждан по рыночной шкале. При этом необлагаемый налогом имущественный минимум должен быть на уровне 300 - 500 тысяч рублей. А где вы видели квартиры по таким ценам? То есть почти все приватизированное жилье в российских городах - единственное достижение граждан времен либеральных реформ - попадет под налоговый пресс. Вопрос: смогут ли граждане с нынешним среднегодовым доходом в 140 долларов оплачивать такие налоги, даже не ставится.
Другими словами, зам. министра повторил то, что в Минфине, видимо, считают делом решенным. Там полагают, что настало время, когда владельцы элитных квартир и шикарных пентхаусов, которых только в Москве настроили предостаточно, должны платить налоги соразмерно стоимости дорогих апартаментов. А чтобы всем остальным гражданам не было "обидно" за серость своего бытия, то под общую гребенку социальной справедливости решено подгрести образцы панельного домостроения времен развитого социализма. Как на самом деле определяется "порог чувствительности" налогообложения недвижимости, рассказал в свое время глава Минтруда Александр Починок. Гость "Труда" сообщил журналистам, как заполняют налоговые декларации некоторые банкиры - у них вообще не оказалось в собственности никакого личного имущества. Нетрудно предположить, что нечто похожее может случиться и с уплатой налогов на недвижимость.
Впрочем, премьер Михаил Касьянов в этот день заявил, что налоги будут продолжать снижаться. Условием этого должно стать успешное прохождение пика долговых выплат и наличия денег в бюджете. То есть если правительство справится с долговыми проблемами. А пока сегодня никто не берется сказать определенно, когда, какими темпами и в каком направлении продолжится налоговая реформа в России, а главное - за чей счет. Если цены на нефть упадут ниже 18 долларов за баррель, то может случиться, что о реформе вообще забудут до лучших времен.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Ростислав ТИХОНОВ, ректор Налоговой академии:
- Желание правительства пополнить казну в год напряженных выплат по внешнему долгу России вполне понятно и объяснимо. Не должен, в принципе, осуждаться способ пополнения бюджета посредством налоговых инструментов. Другой вопрос, как это будет происходить на самом деле. Предложенные правительством методы, преподносимые как продолжение налоговой реформы, по сути, ничем не отличаются от попытки значительно облегчить и без того тощий кошелек россиян. Такая аналогия напрашивается по поводу возможного введения налога с "рыночной стоимости имущества граждан". Ведь действующие сегодня ставки налогообложения предприятий "от среднегодовой стоимости имущества" и физических лиц "от инвентаризационной стоимости" ограничены 2 процентами.
В случае введения в практику понятия "рыночной стоимости" (что требует прежде всего законодательного разъяснения самого понятия и методики его определения), то эти 2 процента окажутся совершенно нереальными для 80 процентов населения страны. Только за жилье среднегодовая сумма налога за год составит 300 - 500 долларов на душу населения, а для крупных городов - превысит 2000 долларов. При том, что среднегодовой доход на душу чуть больше 1000 долларов.
Интересно, как авторы такого законопроекта собираются аргументировать свои расчеты и убеждать народ в их пользе? Особенно в канун выборов в представительные органы российской власти.
В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ:
- Прожиточный минимум населения в России в 3-м квартале 2002 года составил 1817 рублей на человека в месяц. При этом стоимость продуктов питания за квартал выросла на 3 процента, непродовольственных товаров - на 2 процента, услуг - на 7 процентов.
- Среднемесячная начисленная номинальная зарплата в России в октябре 2002 года составила 4612 рублей, а средний размер месячной пенсии - 1464 рубля.
- Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, в целом по России в 3-м квартале составила 38,7 млн. человек.
- 32 процента денежных доходов российского населения в январе - сентябре 2002 года приходилось на долю 10 процентов самых богатых.