МАЛЫЙ БИЗНЕС УЖЕ ЛЮБЯТ,

В проекте бюджета на 2002 год на нужды малого бизнеса отведено 20 миллионов рублей. Или, по курсу, чуть больше 600 тысяч долларов. Таких денег, пожалуй, не хватит даже на мероприятия вроде съезда ОПОРы, обмен делегациями и встречи предпринимателей с властью.Но если не деньгами, то чем реально поможет предпринимателям Госсовет, где обсудят проблемы малого бизнеса в России? Об этом корреспонденту "Труда" рассказывает член рабочей группы президиума Госсовета, председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александр РУНОВ.

- Александр Владимирович, на какую помощь может рассчитывать малый бизнес от государства, если денег на его развитие пока мало?
- Есть еще помощь организационная, так называемый административный ресурс. Думаю, что та часть губернаторского корпуса, которая до сих пор не повернулась лицом к малому бизнесу, после заседания Госсовета изменит к нему свое отношение. Позиция президента страны послужит примером и четким ориентиром в сложившейся ситуации. А если учесть слабое развитие бизнеса в регионах, то этот ресурс может дать немедленный эффект. Местной власти по силам упростить процедуру крайне важных для бизнеса вопросов - выделения земли, аренды помещений, отношений с контролерами.
Что касается более длительного эффекта, то, надеюсь, решения Госсовета станут базой для динамичного развития этого сектора экономики.
- А нуждаются ли бизнесмены в моральной поддержке?
- Еще как! Мне кажется, главная сегодня проблема - не отношения бизнеса и власти, а признание всеми согражданами права бизнеса на достойное место в системе общественных отношений. Пока, к сожалению, отношение к нему негативное - по причине того, что в России преобладает бедное население. Предприниматели тоже должны задуматься над тем, как изменить свой имидж.
Деньги, повторяю, решают не все. Если просто их раздавать, то только навредим. Таким образом, мы наплодим иждивенцев, не способных вести бизнес. Нам не надо изобретать велосипед. Способы поддержки бизнеса на Западе проверены жизнью, их надо просто грамотно перенести на российскую почву. Я имею в виду кредитно-финансовые, законодательные и налоговые методы содействия бизнесу.
- Какими конкретно должны быть налоговые льготы и преференции?
- Прежде всего они должны быть адресными. Бизнес у нас очень разный по масштабам, роду деятельности и времени существования. Налоговые послабления следует давать только тем, кому без этого не выжить. В противном случае, как уже не раз бывало, ловкачи за ширмой льгот спрячутся от уплаты налогов.
Чтобы был эффект от инвестиций, требуется прозрачная и четкая система мер поддержки. Мне кажется, именно эта задача для бизнес-сообщества самая актуальная. Реформой налогообложения предлагается установить для малого бизнеса три вида налогов. Для одних это будет единый налог на вмененный доход (порядка 20 процентов), для других - плата за патент, а третьим лучше подойдет упрощенная система налогообложения. В последнем случае все налоги заменяются одним, который платится с разницы между доходами и расходами предприятия. Вся эта работа при желании может быть завершена за полгода.
- Говорят, малый бизнес может организационно оформиться в политическую партию?
- Не думаю, что это случится. Предприниматели могут объединяться по профессиональному признаку - например, в гильдии или ассоциации. Но эти организации никак не претендуют на роль политических движений. Кстати, на Западе ничего подобного также не наблюдается.
- Нет ли у вас опасения, что пристальное внимание к малому бизнесу после окончания работы Госсовета снова сменится безразличием?
- Надо признать, что шаги навстречу малому бизнесу не раз делались властью. Но в 1996 году, когда наблюдалось нечто подобное, отчетливо просматривался элемент предвыборной агитации. Сегодня же намека на компанейщину нет. Напротив, диалог с властью становится все более наполненным и конкретным. На мой взгляд, сегодняшний уровень внимания дает надежду, что малый бизнес будет развиваться в России более динамично и поступательно.