Михаил Морозов, обозреватель «Труда», Сочи - Москва Воздушные ворота со скрипом

Большие очереди и высокие цены стали визитной карточкой сочинского аэропорта

Отдыхать в Сочи хорошо, особенно осенью, когда народу поменьше, а солнце все так же ласково к туристам. Улетать оттуда — не очень. Внезапно ставший международным хабом региональный аэропорт не вполне справляется с выпавшей на его долю ответственной миссией. Сюда прилетают из различных уголков России, чтобы потом отправиться в Турцию, на Ближний Восток и даже в Европу. В результате не характерные для международного порта многолюдные очереди стали визитной карточкой сочинских воздушных ворот.

Многолюдье и неразбериху весной можно было объяснить непривычными обстоятельствами в связи с началом СВО и прекращением работы многих аэропортов юга России. Тогда народ часами добирался до выхода на посадку. А эти выходы нередко определить и найти было крайне затруднительно. Люди в очередях и стоя в узких проходах подолгу ожидали своего часа.

Но даже в спокойный сезон в начале ноября вереницы пассажиров выстраиваются на улице в ожидании досмотра при входе в аэропорт. Несмотря на повышенный режим готовности, персонал служб безопасности, досматривающих входящих, минимален — всего четыре человека, по два на каждый пункт досмотра. Негусто для международной гавани. При таких потоках путешественников, наверное, можно было бы нанять дополнительный персонал. Но этого почему-то до сих пор не сделано. А зачем? Вроде все привыкли, демонстраций не наблюдается. Зато можно сэкономить на зарплате. Кстати, своими глазами наблюдал, как на улице обеспечивают режим повышенной готовности. Накануне Дня народного единства по трассе в направлении аэропорта на большой скорости промчался президентский кортеж. Движение транспорта в Адлер было перекрыто. Въезды на шоссе заблокировали автомашины ДПС. У подземного пешеходного перехода дежурили двое полицейских. Тот, что был наверху, дал команду стоявшему под лестницей: «Давай перекрывай». «Да как я один перекрою, если пешеходы с другого конца идут?» Старший махнул рукой и отвернулся. А наверху в это время под вой сирен неслись черные лимузины...

Но вернемся в аэропорт. Процедура прохода в само здание, регистрации и досмотра лично у меня заняла около двух часов. В длинном ряду стоек регистрации работали лишь две. Причем одна из них была предназначена для сдачи багажа предварительно зарегистрировавшихся пассажиров. Но по факту работавшая здесь оператор обслуживала все подряд, помогая не справлявшейся с потоком коллеге, которая одновременно регистрировала и принимала багаж на десяток рейсов. В результате, оформив регистрацию онлайн и распечатав в аэропорту посадочный талон, я вынужден был полчаса ждать очереди для так называемого drop-of — сброса багажа. Кстати, моя авиакомпания обязалась регистрировать меня в аэропорту в приоритетном порядке и получила за это соответствующую плату. Но в Сочи, в отличие от Внуково, она, видимо, физически не может обеспечить это право.

Радует уже то, что к осени здесь наладили информацию о рейсах и выходах на посадку. Полгода назад пассажиры, чтобы узнать о времени вылета многочисленных задерживающихся рейсов, вынуждены были по телефону связываться с дежурными службами. Нередко никакой информации на табло о задержках и планах на вылет не было вовсе.

Весной в достаточно ограниченных пространствах воздушной гавани яблоку негде было упасть. В ноябре с посадочными местами было полегче. Больше всего их в многочисленных кафе. Но цены там кусаются. Чашка кофе — 350-400 рублей, бутылка пива — 450. Даже упаковка вафельного мороженого, которое обычно обходится в 70-80 рублей, здесь стоит 250-300. Обед на семью из трех человек в достаточно скромном по ассортименту и качеству заведении может обойтись не в одну тысячу и даже не в две.

Ну и слава богу, что речь именно о вылете. Прилет и выдача багажа достаточно комфортны. Чемоданы появляются на лентах транспортера еще до того, как пассажиры успевают по рукаву выйти из самолета и дойти до того места, где выдают багаж. Правда, эти коридоры длинноваты, приходится преодолевать лестницы. С ручной кладью это не столь удобно, особенно если вам уже не 18. Но эти обычные в России препятствия для тех, кто предвкушает отдых на самом крутом российском курорте, преодолеваются легко. Ноги сами несут тебя навстречу южному солнцу и морю. Эти радости пока еще здесь бесплатны, ну или почти бесплатны. Если не считать ценника на местные отели, рестораны, экскурсии и прочие блага для отдыхающих. Мы, кажется, вечно и с тоской будем сравнивать их с близлежащей Турцией. А так хочется перестать это делать и начать гордиться своей страной, такой разнообразной и порой красивой, которая может не только за себя постоять, но и организовать жизнь своих граждан не хуже загнивающей Европы. Но это тема уже другой заметки.