Недвижимость россиян перевели на кадастровую стоимость. Она кратно выросла в цене – соответственно, поднялся и налог на этот вид собственности
Когда у государства денег нет, а пополнять бюджет как-то нужно, наши чиновники меньше всего озабочены ростом производства и налогов. Вместо этого они изобретают всевозможные способы залезть в карман простым гражданам: вдруг там случайно еще что-то осталось?
Число бедных в России будет расти по полмиллиона в год — это прогноз Счетной палаты. Ее глава Татьяна Голикова, выступая на слушаниях в Совете Федерации, сообщила, что к 2019-му примерно 20,5 млн россиян получат доход ниже официального прожиточного минимума (9956 рублей). Это на 1,4 млн человек больше, чем в 2015 году.
Тем временем Росстат сообщил, что только за январь — август текущего года зарплаты в реальном выражении сократились на 0,3%, а пенсии — на 3,7%. Экономисты утверждают, что на 6% снизились доходы самозанятых граждан. Кризис уже бьет и по населению со средним уровнем доходов: их заработки с начала года упали почти на 10%. Однако власть готовит нам новые испытания в виде еще одного повышения налогов на недвижимость.
В 2016 году этот вид личной собственности россиян перевели на кадастровую стоимость — вместо прежней оценки БТИ. На бумаге цена наших квартир, дач, гаражей и тому подобного кратно выросла. Соответственно, поднялся налог, который уже начали платить жители 28 российских регионов, включая Москву. Повышение решили сделать поэтапным, по 20% в год, и полный налог на недвижимость, рассчитанный по рыночной стоимости, всем придется платить с 2020 года.
Но и нынешние налоговые квитанции для многих стали шоком — из-за явного перебора в оценке недвижимого имущества обычных россиян. В Тамбовской области, к примеру, налог на типовую «двушку» доходил до 40 тысяч рублей. Народ взвыл и бросился оспаривать начисленные суммы. Только за девять месяцев 2016 года в комиссии Росреестра поступило более 29 тысяч заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 59,9 тысячи объектов недвижимости (87% из них — земельные участки). Решение о пересмотре ранее сделанных оценок пока принято в отношении каждого второго заявителя. А суммарная величина кадастровой стоимости объектов после оспаривания снизилась на 28,5%, или 595 млрд рублей. То есть новое налогообложение населения еще не успело заработать в полную силу, а с россиян уже потребовали уплаты более полутриллиона (!) сверх положенного.
В ситуацию вмешался президент, Госдуме пришлось принять новый федеральный закон «О государственной кадастровой оценке», который предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.
При этом сохраняется возможность оспаривания кадастровой стоимости в комиссиях или в суде. Но не успели граждане пережить одну новацию, как подступила вторая: в Минэкономразвития сообщили о разработке поправок в закон о кадастровой оценке. Чтобы разрешить регионам пересматривать оценочные цифры в сторону их повышения (на федеральном уровне это пока запрещено).
Понятна и цель — пополнить доходы регионов. «В Москве, которая переоценила в нынешнем году коммерческую недвижимость, налог лишь возрос», — заявил по этому поводу председатель комитета ТПП Александр Каньшин.
Кто бы сомневался? Ведь подавляющее большинство регионов бедны, как церковные мыши. В Совете Федерации на слушаниях по проекту федерального бюджета — 2017 спикер палаты Валентина Матвиенко сообщила, что уже в 14 регионах государственный долг превысил объем бюджетных доходов. А к концу года совокупный государственный долг всех российских регионов достигнет заоблачной суммы в 2,5 трлн рублей.
Помощи из центра ожидать не приходится: пусто. Единственный выход финансисты видят в увеличении налоговой нагрузки на население. И если сегодня сумасшедший тамбовский 40-тысячный налог на «двушку» объясняют ошибками оценщиков, то в недалеком будущем он может быть официально утвержден решением местной власти.
Для тех, кто не понял: по сути дела речь идет о перспективе значительного увеличения квартплаты. У тех же тамбовчан она может быть поднята за двухкомнатную квартиру более чем на 3 тысячи рублей в месяц. Причем если бы эта прибавка вошла в общую цифру коммунальных платежей, малообеспеченный владелец «двушки» получил бы право требовать от властей государственную субсидию. А налоги каждый должен платить сам, независимо от размера доходов.
Независимые эксперты утверждают, что попытка собрать дополнительную квартплату не принесет ничего, кроме дополнительной головной боли. «Объем налоговых поступлений в региональные бюджеты не увеличится, поскольку резко возрастет количество неплательщиков, — уверен директор аналитического департамента «Альфа-Форекс» Андрей Диргин. — И это вовсе не удивительно на фоне продолжающегося падения доходов населения».
Между тем фантазии чиновников, собирающих деньги в бюджет не там, где потеряли, а под ближайшим фонарем, не ограничиваются налогами на недвижимость. Уже в следующем 2017 году всех ожидает повышение цен на продовольствие и товары повседневного спроса. Причина простая — грядущий рост ставок платы за проезд по федеральным автодорогам автомобилей массой свыше 12 тонн.
Как известно, система взимания платы «Платон» введена 15 ноября 2015 года. Изначально предполагалось установить тариф в 3,73 рубля за 1 км, но помешали протесты дальнобойщиков. Власти пошли на уступку: в период адаптации «Платона» зафиксировали ставку сбора 1,53 рубля. Однако в 2017-м «льгота» заканчивается. Минтранс уже уведомил о разработке проекта постановления поэтапного повышения тарифа СВП «Платон»: с 1 февраля 2017 года его планируется увеличить до 2,61 рубля за 1 км, с 1 июня — до первоначального уровня.
Увеличение тарифа обязательно отразится на конечной стоимости с учетом всей цепи поставки — от поля до прилавка, убежден директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. «По нашим оценкам, рост тарифов на перевозку на 10-20% прибавил к стоимости товаров до 10%. Разумеется, предполагаемое увеличение тарифов в два раза приведет к аналогичной ситуации», — отмечает эксперт, добавляя, что в условиях снижения реальной покупательной способности любые колебания цены в большую сторону негативно сказываются на товарообороте. А он и без того падает. По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе — сентябре сократился на 5,4%, до 20,3 трлн рублей, а реальные доходы населения за тот же период упали на 5,3%.
Чиновники, однако, утверждают, что отмена льготного тарифа для большегрузов приведет лишь к незначительному росту цен — на десятые доли процента. Проверить, кто окажется прав, предстоит нам с вами.
Цены вырастут и на те товары, которые приходят, минуя систему «Платон». В частности, правительство рассматривает возможность обложения 18-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС) товаров, которые россияне приобретают в зарубежных интернет-магазинах. Ибо зарубежные онлайн-покупки, в частности — на сайтах Alibaba и eBay, оказываются выгоднее, чем аналогичные отечественные. Но это ненадолго: по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, соответствующий законопроект может быть внесен в Думу уже в весеннюю сессию 2017 года.
Еще раньше в России подорожают сигареты. Правительство уже внесло в Госдуму поправки об увеличении акциза «на дым». В результате с января стоимость пачки сигарет вырастет на 14-16 рублей.
И даже горячая водопроводная вода в наших домах с марта 2017-го может стать холоднее на 10 градусов — по «финансовым соображениям». С предложением по изменению норм СанПиНа выступил Роспотребнадзор. Ведомство считает, что таким образом можно существенно снизить расходы на горячее водоснабжение. Меж тем бывший главный санитарный врач, а ныне депутат Геннадий Онищенко напоминает, что минимальный порог в 60 градусов был установлен из-за случая массового заражения легионеллезом, который произошел в Свердловске в 1986 году и имел трагические последствия...