- По команде "Крыса!" начинаем! - режиссер Роман Просвирнин явно устал и замерз. Уже несколько часов на съемочной площадке в одном из московских дворов снимают сцену для нового сериала "Молодые и злые". Сегодняшняя задача - снять эпизод, когда героиня находит возле мусорного бака труп своего друга. Сцена максимально натуралистична - по телу даже должна пробежать крыса.
Крыса Лариска давно готова. Пока "труп" укладывается и принимает нужную позу, она ждет своего звездного часа под одеждой у Виктора Зуйкова, идейного вдохновителя и генерального директора студии "Мосфильм-КИНОлогия".
Первый дубль не удается: крысу выпускают из клетки, но она даже не добегает до "трупа", останавливается на полпути и начинает почему-то умываться. Второй дубль тоже не слишком хорош: Лариска никак не хочет попадать в центр кадра.
Лариска, можно сказать, актриса со стажем: за ее плечами, а точнее, хвостом уже есть роль в сериале "Таксистка". Однако сегодня дело осложняется тем, что вокруг самая настоящая мусорка, а значит, Лариска может сбежать. С пятого дубля кадр все-таки удается. Лариску, которая не ела со вчерашнего дня, удается заманить к "трупу" хлебными крошками.
В базе студии "Мосфильм-КИНОлогия" несколько тысяч самых разных животных. Самые маленькие из них - тараканы, самое большое - слониха Чани из частного цирка. В обычной жизни они живут с хозяевами и лишь на время съемок покидают родные стены или, скажем, террариум. Некоторые стали настоящими звездами - например, пес Цезарь (проснулся знаменитым после сериала "Участок"), бернский зенненхунд Байра ("Счастливы вместе"). Имена у животных тоже звездные: петух Ник Басков (очень уж голосистый оказался), ворон Джеки Чан (совершенно бесстрашный), пес Бред Питт (просто симпатичная дворняга, подобранная на улице Зуйковым).
С такой "королевой "Мосфильма" Виктор Зуйков вот уже семь лет живет под одной крышей. Сибирская хаски по кличке Метель снималась в кино несчетное количество раз. "Граница. Таежный роман", "По ту сторону волков", "Тайга. Курс выживания", "Сыщики" - везде, где по сценарию требовался волк, на съемочную площадку выходила Метель.
- Иногда актрисе мешает ее природная доброта, - рассказывает Виктор Зуйков. - Например, в "Границе" Гуськов должен был схватиться с волчицей, но она все никак не хотела бросаться на человека. Пришлось мне выступить в роли дублера. Засунул под куртку мешок с костями - и все получилось.
Одно из правил работы с животными в кино - "актеры" должны быть голодными, иначе работать не будут. Однако иногда отработанная методика дает сбой. В новом сериале "Марфа и ее щенки" есть такая сцена: пес несет хозяину сковородку с яичницей. Несколько дублей заканчивались одним и тем же: яичница неизменно оказывалась в собачьей пасти. Заменить ее на муляж режиссер категорически отказывался. Пришлось накормить животное - только тогда сцена удалась.
А вот на съемках сериала "Графиня де Монсоро" Виктору Зуйкову пришлось даже оказаться в одной постели с Александром Домогаровым, который играл графа де Бюсси. По сценарию, раненый граф лежит в кровати, а верный пес лижет ему руку. Однако собака категорически отказалась лизать руку чужому человеку. Пришлось уложить в постель дрессировщика, да так, чтобы на экране была рука Зуйкова, а голова, разумеется, Домогарова.
Приходилось Виктору Зуйкову снимать и животных поэкзотичнее. Например, тигренка, правда, не в кино, а в телепрограммах.
- Я его даже приучил к прогулкам на поводке, как собаку, - вспоминает дрессировщик. - Как-то раз подошел милиционер. "Кто это у вас?" - спрашивает. Тигренок, говорю. "А почему без намордника?" - "Да не нашли мы в магазинах намордника для тигров". Милиционер начинает улыбаться: "Да ладно, когда можно детей с ним сфотографировать?"
В числе фильмов, где были задействованы "актеры" студии "Мосфильм-КИНОлогия", есть и знаменитый "Сибирский цирюльник". Помните сцену, где молодые юнкера замерли в строю в ожидании императора? Тишина, и даже воробей совершенно спокойно клюет что-то у их ног. Сцену готовили и снимали несколько дней. Поймали пять птиц. Самым бойким оказался воробей, которого назвали Марчелло Мастроянни (он стал актером), а самым шумным и голосистым - воробей Карузо (он озвучивал роль). Марчелло привязали к лапе леску и выпустили в строй. Через пару дублей стало ясно, что леска только мешает "актеру". Посыпали хлебных крошек и отпустили. Затем ловили и делали новый дубль. После съемок и Марчелло, и Карузо отпустили на свободу - воробьи не живут в неволе.
- В кино не всегда можно снимать цирковых животных, - считает Виктор Зуйков. - Они привыкли жить в клетке и на арене, а съемочная площадка и камера их пугают. Поэтому киноиндустрии надо растить свои кадры.