НЕ ОБЕСКРЫЛЯТ ЛИ "ЧАЙКУ"?

В конце октября в Ханты-Мансийском автономном округе состоялся четвертый театральный фестиваль "Чайка". Его участники привезли главные премьеры сезона 2002 года. За три фестивальных дня сибиряки посмотрели спектакли "Серебряный век" Театра имени Моссовета, "Исполняющий обязанности" и "Пленные духи" Центра драматургии и режиссуры (Москва) и "Воскресший и злой" одесского Дома актера.

Среди московских хитов прошлого года на одном из первых мест стоял спектакль "Серебряный век" Юрия Еремина. Главные роли в этой драме блестяще исполнили актеры Георгий Тараторкин, Александр Леньков, Ольга Остроумова, Ольга Кабо. На сцене как бы соединились три времени - послевоенные годы, "серебряный век" русской поэзии и день сегодняшний, из которого зрители наблюдают за судьбами героев пьесы известного драматурга Михаила Рощина. События происходят в 1949 году в московской коммунальной квартире, где обитают юный поэт, романтичная девушка с косичками, непризнанный художник и другие персонажи. Сила воздействия спектакля такова, что пронизывающие его ностальгические мотивы цепко захватывают внимание не только пожилых людей, но и молодых зрителей, привыкших к шумным эстрадным тусовкам.
В январе этого года Олег и Владимир Пресняковы не без успеха эпатировали столичную публику спектаклем "Пленные духи". Увидев в программке солидные имена таких действующих лиц, как поэт Александр Блок и писатель Андрей Белый, творец периодической системы химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев и его дочь Любовь Менделеева, как-то сразу настраиваешься на возвышенный лад. Но не тут-то было: под дивную музыку Вивальди вам показывают, как Андрей Белый скачет и ржет, изображая кентавра, а жена Блока прячется от гостей в стеклянном отцовском шкафу для химических реактивов. Ханты-мансийцы были несколько удивлены такими режиссерскими фантазиями, а впрочем, если это смешно, то почему бы и нет.
Спектакль "Воскресший и злой" режиссера Тараса Оглоблина был показан в Музее геологии, нефти и газа. Сцена была обставлена без особых затей. Уличный фонарь, ящик из-под пива да привязанная к металлической перекладине телефонная трубка, которую "делят" между собой два запозднившихся горожанина. Вот и все декорации! Но, оказывается, даже при таких условнопримитивных декорациях можно создать захватывающую интригу.
- Театральный фестиваль, - сказала на пресс-конференции Ольга Кабо, - отличается от обычных гастролей тем, что сюда приезжают коллеги из других театров. Есть возможность посмотреть работы многих артистов. Публика состоит не только из местных жителей, но и театралов из разных городов страны. Поэтому на фестивалях играешь с особой ответственностью.
У истоков фестиваля "Чайка" стояла телепрограмма "Театральный понедельник". Это первый случай, когда коллектив ТВ-программы выступил учредителем ежегодного театрального фестиваля. В ноябре 2000-го в Сургуте был проведен первый фестиваль "Чайка". Уже тогда была создана атмосфера настоящего праздника искусства. Важным событием третьего фестиваля стали семинары по критике, драматургии, режиссуре и театральному менеджменту.
Продюсер четвертого фестиваля Елена Лапина сообщила о том, что бюджет фестиваля в этом году был урезан в пять раз. "Мы вынужденно пошли на рискованный эксперимент, - сказала она, - повысили цены на билеты (они стоили от 50 до 2000 рублей). Все обошлось - наполняемость залов была предельная. Но повод для беспокойства остался".
Окружная Дума утвердила главный финансовый документ на 2004 год, который наглядно продемонстрировал, что налоговые новации федерального центра приносят свои плоды. В результате уменьшения доли налога на добычу полезных ископаемых, поступающей в местный бюджет, с 20 до 13,4 процента, доходы округа сократились на 28 млрд. рублей. Уже со следующего года регион вынужден будет войти в режим жесткой экономии бюджетных средств. Это, безусловно, скажется и на сфере культуры.
Что касается дальнейшей судьбы "Чайки", то, возможно, будет проведен тендер. Округу выбирать, что это будет: "Чайка" или, скажем, "Золотая маска". Ясно одно: без театрального праздника югорцев оставлять нельзя. Они этого "не поймут".