В Польше зарегистрировано несколько десятков российских фирм. По сведениям, полученным в министерстве внутренних дел РП, ежегодно около полусотни граждан РФ просят статус беженца (но получают его единицы), примерно сотня россиян желает получить разрешение на постоянное жительство - и половина этих ходатайств удовлетворяется. Право на временное пребывание в позапрошлом году получили 696 россиян, в прошлом - 963. В стране много российско-польских супружеских пар.
Российская колония в Польше постоянно разрастается. Есть у нее и объединяющее начало, название которому - "Российская община". О жизни общины рассказывает по просьбе корреспондента "Труда" ее председатель Галина ЩИГЕЛЬ.
- Мы зарегистрировались под названием "Российская община", когда распался Советский Союз. Прежде это было "Общество советских граждан, постоянно проживающих в Польше". Его членами могли быть только обладатели советских паспортов. Но потом пришли новые времена, женщины, вышедшие замуж за поляков (а они составляют костяк общины), пытались раствориться в польском обществе, иные даже заикнуться боялись, что они из России. У многих появилась необходимость поменять гражданство. Делали это подчас со слезами на глазах, чтобы трудоустроиться, преодолеть сложности в оформлении имущества, жилплощади.
Но от себя не откажешься. И теперь в нашей общине могут быть все независимо от гражданства, кто хочет поддерживать русские традиции, кто нуждается в помощи и просто в общении, чтобы собраться вместе, поговорить на родном языке, попеть родные песни, потанцевать под нашу музыку.
- В общем, посиделки...
- Это как посмотреть. Мы не ограничиваемся новогодними или пасхальными встречами. Поддерживаем прочную связь с польской православной церковью. В этом году ездили по православным святым местам Польши. Ежегодно перечисляем средства церкви на Воле - на поддержание старинного русского кладбища, его памятников: там похоронено много представителей России с начала XIX века, не у всех здесь остались родственники. Помогаем и фонду престарелых, да и всем старикам, которые оказались здесь и получают мизерную пенсию. И, конечно же, навещаем ветеранов.
- Откуда у вас средства? Из взносов?
- В средствах мы, мягко говоря, стеснены, но тем не менее люди приходят к нам, даже понимая, что на большую помощь рассчитывать не приходится. Раньше у нас было помещение в российском Центре культуры. Кипела работа, мы могли и встречи там проводить, и организовывали курсы польского языка для вновь прибывших. У нас было и туристическое бюро: поляки охотно ездили на Черное море, сюда приезжали "челноки", мы их принимали, пока рубль не рухнул.
- Здесь работает много представительств российских фирм, немало бизнесменов...
- Мы пытались наладить с ними связи в надежде на помощь в нашей деятельности. Российское консульство устроило даже специальную встречу, на которую были приглашены активисты общества и бизнесмены. Был хороший стол, был и концерт. На этом все и закончилось. Приходится надеяться на свои женские плечи.