В столичном Доме журналиста открылась фотовыставка, посвященная юбилею КНР
В московском Доме журналиста открылась фотовыставка агентства Синьхуа, посвященная 70-летию Китайской народной республики. В сотне представленных черно-белых и цветных фотографий отразился удивительный путь, пройденный страной и народом за эти десятилетия — сложные, порой драматические, но наполненные энергией созидания и верой в завтрашний день.
Когда я рассказываю о современном Китае, нередко сталкиваюсь со скепсисом соотечественников, особенно тех, кто никогда там не бывал и имеет смутное представление об этой стране, ее истории, географии, традициях. Говоришь: 35 лет назад из Пекина до Шанхая поезд шел сутки, а сейчас на это требуется пять-шесть часов, потому что Китай построил самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей (около 30 тысяч километров). Но для нашего человека это полная абстракция, потому что в России нет ни одной подобной железной дороги.
Такая же абстракция для нас и ооновская цифра: 700 млн человек, которых Китай вывел из-за черты бедности за время «реформ и открытости», то есть в последние 40 лет. Китайский вклад в мировую борьбу с бедностью составляет 70% общемирового.
Эти грандиозные изменения в жизни КНР отразились даже в китайском языке, одном из древнейших и консервативных в мире. Можете спросить пожилых китайцев, которые помнят голодные времена, когда чашка риса на обед была главной жизненной заботой и тревогой. Они скажут, что тогда и приветствовали друг друга совсем иначе, чем сейчас: буквально «Вы ели рис сегодня?» Ныне у китайской нации есть дела поважнее, чем горстка хлеба насущного, и в ходу обычное «Здравствуйте!», «Вы в порядке?»
Для тех, кто не верит статистике, но еще доверяет своим глазам, в Москве, в Доме журналиста открылась фотовыставка к 70-летию образования Китайской народной республики и 70-летию установления дипломатических отношений двух наших стран. Ее особенность в том, что грандиозные достижения Китая представлены через мгновения из жизни простых людей. Такие фотодокументы говорят порой больше, чем многотомные статистические отчеты.
Выставку в Домжуре открыли Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Все посетители Дома журналистов (а их немало бывает на этой площадке каждый день) могут лично познакомиться со зримыми свидетельствами пути, пройденным новым Китаем. Эти снимки сделаны фотокорреспондентами разных поколений самого крупного ныне в мире и авторитетнейшего информационного агентства — Синьхуа. И в них — реальная жизнь страны и народа.
Кстати, о жизни. Ее средняя продолжительность в эпоху нового Китая выросла с 35 до 75 лет. Этому можно тоже не верить, но в экспозиции выставки есть, например, фото одного из популярных теперь в Китае торжеств — чествования 50-летия супружеской жизни. Также можно увидеть, чем заняты китайцы «за 70»: танцами, занятиями национальной гимнастикой тайцзи.
Кстати, если посетите выставку, обратите внимание на одежду. Еще три-четыре десятка лет назад синие или зеленые бесформенные ватники и штаны на вате были пределом мечтаний китайцев. Теперь же не только в столицах, но и в глухой провинции вы станете зрителем показа мод и мировых брендов.
А кого удивишь ныне ломящимися от продуктов рыночными развалами? Уж точно не китайцев. Приглянувшись, вы заметите, что на китайских рынках и даже в уличной лавке, торгующей семечками, орехами и зеленью, принято расплачиваться одним прикосновением гаджета. При этом вы не только оплачиваете товар, но и получаете исчерпывающую информацию о продавце.
«За кадром» выставки остаются ошеломляющие цифры роста ВВП, которые до сих пор могут только сниться некоторым экономистам-реформаторам, полеты на Луну, рекордные погружения в океанские глубины, самые мощные в мире компьютеры, квантовая связь и прочие-прочие, как у нас принято говорить на экономических форумах, «инновации». В Китае об этом говорят куда меньше, но сделанное — ошеломляет.
Достигнутая за 70 лет мощь лидера мировой промышленности, торговли и экономики здесь видится через простые и понятные обывателю вещи. Не верить которым просто невозможно.