О пятидесяти оттенках серого

Фильм Николая Досталя «Монах и бес» – мастерская, весёлая духовная комедия о неразличимости Добра и Зла

В числе киноработ, активно обсуждаемых критиками и зрителями, картина Николая Досталя «Монах и бес», снятая по сценарию Юрия Арабова. Приз федераций киноклубов России. Лучший фильм российских программ по результатам рейтингового голосования.

Сценарий Юрия Арабова традиционно о Добре и Зле, Душе и Совести, Боге и Дьяволе, Фаусте и Мефистофеле - заиграл искромётным юмором, дивными диалогами. Новый насельник мужского монастыря Иван Семёнович Шаповалов (блестящая актёрская работа Тимофея Трибунцева) изумляет остроумием, говорливостью и чудесами настоятеля (Борис Каморзин), его облачение дымит и шипит, он странен и блестящ. В нём живёт остроумный Бес, прекрасно знающий Библию, тонкости богослужения и нравы монастырские.

Позднее Бес, тайком от настоятеля, зачем-то материализуется в кудрявого и смазливого молодого человека (Георгий Фетисов), в пародийных одеждах. История становится площе и приземлённее. Вяло выполнив пару чудес для настоятеля, Ваня на Бесе летит в Иерусалим, где проявляет недюжинную силу духа и силу веры. Он готов страдать за Христа. И горожане щедро предоставляют ему такую возможность. Беса Юрий Арабов отправляет в Храм Господень, где, столкнувшись с Ним, кудрявый теряет свою силу. Он почти ничего не может, не в силах лететь обратно, и путешествие в далёкую, не бесноватую, в его отсутствие, Россию, окажется долгим, тяжёлым и утомительным.

Бессильный Бес не может помешать Ване отдать душу именно Богу, но часть её по договору дарения обретает Бес, вместе с характерными чертами и физическими особенностями почившего Шаповалова. Бес не может ничего, но обмануть недалёкого настоятеля – плёвое дело, и вот он – новый монастырский насельник. Зверь, превратившись в жалкую крысу перед Гробом Господним, легко проникает в православный монастырь, ибо сила для этого не обязательна.

Фильм Николая Досталя «Монах и бес» – мастерская, весёлая духовная комедия о неразличимости Добра и Зла, об их непроходящей борьбе, об отсутствии ярко выраженного чёрного и белого, о пятидесяти оттенках серого, – пожалуй, лучшая картина Основного конкурса 38-го Московского международного кинофестиваля.