Импровизация в стиле хип-хоп

Двигаться под музыку можно научить каждого

Ритм, свет, свобода движений. Прошлое ушло, будущее еще не наступило — есть только сегодняшний вечер. На спектакле команды «Рейнджеры» «Между прошлым и будущим» в этот вечер промелькнула целая жизнь. Граница между зрителями и артистами условная — их разделяют какие-то несколько метров, и зрители могут даже подтанцовывать героям. Но на сцене все по-настоящему: любовь, нежность, встречи, разлуки, и главное — свобода.

Первые воспитанники Геннадия и Наны Касьяновых пришли в репетиционный зал зеленоградского детско-юношеского центра «Каравелла» 18 лет назад. Раньше это называлось «кружок», сейчас сами ребята — коллектив дополнительного образования — называют себя «командой».

К победам подготовиться сложнее

Под потолком репетиционного зала висит плакат с огромной буквой «Я», по всей длине которой написано: «Здоровый, красивый, счастливый, люблю, хочу, могу, знаю». Казалось бы, ничего особенного, но действует. Здоровые и счастливые подростки, которых взрослые частенько обвиняют в равнодушии и лени, часами отрабатывают здесь заковыристые па. Семь потов сойдет, пока тело начнет тебя слушаться. Удивительное дело: обычно ребята этого возраста борются за независимость, а высший пилотаж в хип-хопе — предстать в образе марионетки, когда твои руки и ноги кто-то будто дергает за ниточки. И, усмиряя свое тело, заставляя непослушные мышцы работать как надо, они учатся контролировать свои эмоции.

— Растанцевать, научить двигаться под музыку можно любого, — уверен руководитель «Рейнджеров» Геннадий Касьянов. — Сколько раз случалось, что к нам приходили ребята, которых забраковывали в других танцевальных студиях, а у нас они раскрывались. Что мы делаем для этого? Если задуматься, то ничего особенного. Я стараюсь заинтересовать их своим примером, своим отношением, они видят, что удается сверстникам. На первых порах важно, чтобы им понравилось и увлекло. А получается или нет — дело десятое. Если они остаются, начинаем работать. Кстати, я заметил, что чемпионами становились те, у кого не все сразу получалось. Эти ребята часами отрабатывали движения, они привыкли к работе, а потом в какой-то момент происходил качественный скачок: хоп! — и открылось. Да так, что потом их из зала не выгонишь.

— Мы всегда стремились к победам — это одно состояние, — подхватывает разговор идейный вдохновитель команды Нана Касьянова. — А когда достигаешь желаемого, встает задача это удержать. И это очень нервная работа: переживания, волнения, бесконечные репетиции. В 2003 году наша команда выиграла один из танцевальных чемпионатов, мы стали лучшими из лучших.

— У многих ребят крышу снесло от такого успеха, — перехватывает инициативу Геннадий. — И в тот момент мы поняли, что нужно готовить детей, да и себя тоже, не только к неудачам, но и к победам.

— Мы знали, на следующий год нам будут наступать на пятки, и нужно придумать что-то новое. Это гонка, которую сложно выдерживать, — грустно улыбается Нана. — Нам говорили: «Вы должны, должны, должны». А мы решили, что никому ничего не должны. И со временем появилась идея создания спектакля. Это новая ступенька в развитии нашего коллектива.

Каждый танцует как чувствует

В какой-то момент ловлю себя на мысли, что наша беседа похожа на танец — на импровизацию в стиле хип-хоп, в которой по очереди солируют два равных партнера. Они не соперничают, не конфликтуют — наоборот, хотят помочь друг другу. Слаженный получается творческий и семейный тандем, хотя Геннадий и Нана очень разные. Он — мозговой центр команды, она — душа.

Обычно коллектив — это зеркало преподавателя. Как в семье дети часто копируют манеру поведения и общения родителей, так и в танцевальных группах воспитанники всегда перенимают стиль педагогов.

— У нас нет такого, — замечает Геннадий. — Каждый танцует как чувствует. И для нас это звучит как комплимент. — Тем более что сейчас приходят необычные дети, которые всем своим поведением показывают: старые методики уже не работают. Они сами нас учат. Их бесполезно заставлять, с ними не получится пожестче — просто уйдут.

— Уникальные ребята с удивительным внутренним миром, — поддерживает мужа Нана. — Знаете, что заметила? Когда мы были заточены на победу, притягивались такие дети — лидеры, звезды, в чем-то индивидуалисты и даже эгоисты. Сейчас же приходят совсем другие. Они тоже индивидуальности, но более вдумчивые, что ли. И главное — увлекающиеся, не боятся импровизаций. Благодаря им возникла идея спектакля, и именно они смогли ее воплотить.

Хотя в творчестве (тем более в коллективном) инициатива идет от преподавателя, тренера, наставника. Он, что называется, лепит, творит, а когда материал благодатный, получается во сто раз интереснее. В младшей группе «Рейнджеров», например, зажигают даже ребятишки 4-6 лет.

— Вы же видели наших малышей — вот у кого врожденный кураж, — рассказывает Нана. — Они открытые и непосредственные, и наша задача — сохранить это состояние, хотя понятно, что они рано или поздно повзрослеют. На репетициях мы даже не пытаемся загнать их в жесткие рамки. И разминку так проводим: подустал кто-то из танцоров, присел на пол, мы все дружно перемещаемся в партер — разучиваем новые движения. Кто-то решил размяться и пробежаться по залу — я тут же предлагаю новую импровизацию.

Импровизация — двигатель творчества

«Рейнджеры» идут в ногу со временем, хип-хоп развивается стремительно, появляются новые направления. В последние годы, например, стала популярна тема «бэттлов». Это зрелищные постановочные битвы танцоров, которые изображают условный бесконтактный бой. Его участники доказывают что-то друг другу, жестикулируют, иногда даже вступают в физический контакт. Со стороны это выглядит как крутая разборка, а говоря танцевальным языком — что-то вроде перепляса. В России до 2007 года об этом направлении мало кто знал, хотя в американских войсках «бэттлы» использовали для снятия стресса, чтобы солдаты могли дать мирный выход агрессии. Во время таких стычек люди эмоционально раскрываются, в этом направлении особенно ярко проявляется характер танцоров.

Помимо хип-хопа в коллективе есть такие дополнительные занятия, которые помогают лучше понять возможности своего тела и раскрыть индивидуальность. Программу классических танцевальных импровизаций написала Нана. Главная задача таких репетиций — исследование, любопытство, интерес. Там царит дух свободы. Исполнитель лишь следует за своим телом туда, куда оно ведет. Хочется руку поднять — поднимаешь, делаешь то, что тебе хочется здесь и сейчас. Это одновременно и самое простое, и самое сложное — быть в настоящем.

На заметку

В этом году в столице можно записать ребенка в кружок или секцию не выходя из дома, с помощью интернета, зарегистрировавшись на портале госуслуг pgu.mos.ru.

Сама регистрация занимает 5-10 минут, зато потом все кружки и спортивные секции оказываются как на ладони. С начала работы новой услуги на портал уже поступило несколько тысяч заявлений. Однако, как объяснила начальник управления департамента образования Москвы Екатерина Чистова, запись через интернет вовсе не обязательная процедура, и у родителей по-прежнему остается выбор. К примеру, если кто-то не хочет или не может записаться в детский кружок через портал госуслуг, он может обратиться в окружную службу информационной поддержки (ОСИП) при департаменте образования или, как прежде, пойти прямо в дом творчества и заполнить заявление там.