Юрий Шевчук: «Умоляю — не хочу быть трибуном»

Лидер «ДДТ» убежден, что больше пользы принесет как музыкант, чем как политическая фигура

— Юрий Юлианович, удалась, на ваш взгляд, затея с генеральной репетицией?

— Мы так готовились, несколько ночей не спали. Вроде все ничего прошло. И звук, и видео-арт, и декорации — все ребята здорово поработали. Три дня у меня была температура 38, и в результате вот голос сорвал.

— Обычно концерты «ДДТ» длятся по 2,5–3 часа, а в этот раз вы играли всего полтора. В итоговом варианте шоу «Иначе» таким и останется?

— Нам все равно не уйти от старых песен, поэтому полтора часа будет новая программа, а потом еще час мы будем пахать и радовать людей старыми песнями. Уже без видео-арта. Исполним свои «осенние» песни (Шевчук имеет в виду «Осень», «Последнюю осень» и другие хиты «ДДТ». — «Труд») под лозунгом: «А теперь танцы!»

— Специально к туру выпущен новый двойной альбом «ДДТ». А клип к нему появится?

— Мы сняли три клипа, но пока не успели смонтировать из-за круглосуточных репетиций.

— Сколько же времени шла подготовка программы?

— Уфф... В 2010-м целый год аранжировками занимались, в 2011-м сидели в студии, искали новый звук «ДДТ» и записали диск, слава Богу. За видеоарт толком взялись в мае, когда в Киеве я познакомился и подружился с прекрасными художниками, кинематографистами, мастерами на все руки. Помню, мы уединились на три дня в каком-то загородном доме и устроили мозговой штурм, решая, какой должна быть главная идея, каким будет главный герой. В июне занимались сценарной разработкой, в июле — съемками, в августе и сентябре — монтажом. И еще не все закончено.

— Все-таки это против правил продвижения в искусстве — за месяц до премьеры показать публике готовый продукт.

— Нет, не готовый! Свет должен быть мощнее. Будем работать над сценографией, приколами, шутками, даже танцами. Мне хочется, чтобы этот, по сути, очень серьезный концерт в каких-то своих проявлениях был веселым, с неожиданными решениями. Все, конечно, обрастет со временем, но мы хотим подойти к ноябрьским концертам в Москве и Питере во всеоружии.

— Как возникло название «Иначе»?

— Когда ко мне пришли первые мысли об этой программе, они вертелись вокруг слов «жертва», «невеста» и «свобода». Долго размышляя, я искал слово, как камни перебирал на берегу реки. «Иначе» — это слово стало ключевым, корневым, вокруг него все уже выстраивалось.

— Вы уже показывали фрагменты программы «Иначе» в различных концертах, и тогда казалось, что саунд «ДДТ» стал тяжелым, вязким, а композиции длинными: Но сегодня мы слышали вовсе не тяжелую музыку, а разнообразную, экспериментальную!

— Нет-нет, мы ни на кого давить не собираемся!

— У вас много синтезаторов, электронного звучания: А почему среди новых музыкантов «ДДТ» нет струнников, той же скрипки?

— Когда наш скрипач Никита Зайцев умер, я дал зарок, что больше на скрипке никого не будет. В первых версиях была скрипка на синтезаторе, но мы ее убрали — звук получался немножко пафосный. Все песни пережили пять-семь аранжировок, реинкарнаций, мы долго искали и до сих пор ищем! Но это нормально, это наша работа, нам это нравится. Мы за этот год пережили массу революций, каких-то падений, вставания с колен и со всех точек. И это очень важно — творческая работа. По-моему, нынешний состав «ДДТ» замечательный, многие музыкальные задачи нам оказались по зубам. Тёма Мамай, наш барабанщик, в свои 22 года не хуже играет, чем «Доца» (Игорь Доценко, легендарный ударник, не так давно покинувший «ДДТ». — «Труд»). И все музыканты на сто процентов выкладываются.

— В программе «Иначе» то и дело возникают народные мотивы. Особенно преуспела в этом ваша новая бэк-вокалистка Алена Романова.

— Я всегда любил фольклор, народность, традиции, без этого не могу. Мы искали новую певицу и нашли Алену Романову из фолк-джаз-рок-группы Zventa Sventana. Теперь Алена украшает наш коллектив и эту программу.

— На протяжении всего шоу в видеосюжетах на громадном экране-заднике роль молодого, задорного Шевчука играет какой-то неизвестный актер.

— Молодой киевский актер Андрей Федоров, мне кажется, сыграл удачно. Мы долго думали, оставлять ли меня на экране, чтобы я как бы проходил всю эту жизненную историю, но это было бы дико — я на сцене и я же на экране. Нашли молодого актера, и с помощью компьютерной графики я как бы в него превращаюсь, и вот уже он действует, этот парень XXI века, пофигист — и бейсбольной битой может колотить, и таблеток наглотаться. Он — как вся наша молодежь, которая может и над чем-то важном подумать, и продраться сквозь жизнь, судьбу, вылезти из этого всего голой, но не умереть, остаться свободной: Но рядом с молодыми и другие герои есть. Та же питерская бабушка. Вы заметили, как она прошла по воде, по Неве?! Бабушка настоящая, активная, блокадница, любит сниматься в массовках, мы ее нашли на Ленфильме.

— Почему и в видеоряде, и в вашем наряде на сцене преобладает серая гамма?

— Я сегодня эту рубашку надел совершенно случайно. А над костюмами нам надо еще поработать, может быть, что-то купить, сшить. Но только не перья. (Улыбается.)

— Скажите, ваш сын имеет отношение к программе?

— Самое приблизительное. Главное, что он жив-здоров.

— Вы уж и свое драгоценное здоровье поберегите, а то с температурой пели…

— А я что? Вот после генеральной репетиции сделаем перерыв три-четыре дня, я в первый раз в этом году поеду в деревню. Размотаю удочку:

— Сколько времени продлится тур «Иначе»?

— Может быть, год, может, и два. Всю Россию проедем. Жалко, в стране всего 25 городов с дворцами спорта, где можно смонтировать все наше оборудование и декорации, которые будем перевозить на трех трейлерах. Остальные 25 дворцов почему-то строятся в Сочи! У нас будет две программы — одна «Иначе», а другая «Сольник». В городах, где только тысячные залы, будем играть «Сольник».

— В последнее время вас чаще называют скорее трибуном, политической фигурой, чем поэтом и певцом.

— Я не трибун, я музыкант. Умоляю — не хочу быть трибуном! Брякнул пару раз, и меня записали не знаю куда. Но я считаю, что больше пользы и добра принесу людям, если буду петь песни. Песня «Свобода» из программы «Иначе» достойна любой речи на любой трибуне.

На премьере будет «Иначе»

Юра Шевчук, музыкант, опять удивил — на сей раз не резкими политическими высказываниями, а тем, что за месяц до официальной премьеры программы «Иначе» его группа «ДДТ» устроила в СКК «Петербургский» генеральную репетицию нового спектакля, пригласив друзей, фанатов, родственников, журналистов. Среди них оказался и обозреватель «Труда».

Шевчука в родном Питере любят, кажется, все. Вот и руководство спортивно-концертного комплекса «Петербургский» пошло навстречу земляку, предоставив группе «ДДТ» на целых пять дней зал бесплатно (!) для репетиций, монтажа декораций и генерального прогона. На него собралось человек 500 — друзья группы, родственники, поклонники, представители СМИ, причем были гости из Москвы, Хабаровска, Самары, Калининграда.

Жанр генеральной репетиции на публике весьма популярен в театральном мире, но не в рок-н-ролле. Рок-музыканты в силу своего «отвязного» менталитета и привычки к гастрольно-кочевой жизни обычно все приготовления — настройку звука, монтаж сцены и тому подобное — делают в последний момент. Однако группа «ДДТ» и тут доказала, что все делает иначе — кстати, именно так называется двойной альбом команды, вышедший в начале октября, где группа представила не только 28 песен, но еще и своих новых музыкантов, обновивших ее саунд.

«ДДТ» не просто покажет новое шоу 9 ноября в московском спорткомплексе «Олимпийский», а 16 ноября в СКК «Петербургский», но и повезет в тур по городам ближнего и дальнего зарубежья. Причем не в облегченно-гастрольном варианте, а со всей сценой, декорациями, светом, звуком. По словам Шевчука, программе «Иначе» он уже отдал два года своей жизни и готов отдать еще столько же, поэтому было важно устроить генеральную репетицию не за день-другой до премьеры, когда уже ничего нельзя поправить, а загодя, чтобы обсудить с друзьями — музыкантами, художниками, обычными зрителями — плюсы и минусы проекта и успеть все довести до ума.

Отыграв в течение полутора часов сет из 20 новых песен, Шевчук со товарищи, толком не отдышавшись, вернулись на сцену, чтобы пообщаться с гостями. Традиционной пресс-конференции не было, зато в зал спустили свободный микрофон, и в течение получаса Шевчук и музыканты терпеливо и заинтересованно отвечали на вопросы гостей, внимая и комплиментам, и критике.