В отделе "Новейших течений" Третьяковки, являющейся организатором выставки, "Труду" рассказали, что в Париж уехало около одной тысячи единиц хранения. Правда, 80 работ все же в экспозицию не попали, поскольку загодя были вычеркнуты чиновниками от культуры из окончательного списка. Несмотря на проволочку из-за скандала (за простой автофургонов Третьяковке пришлось платить неустойку), выставка в парижской галерее "Мезон Руж" откроется, как и было запланировано, 19 октября и продлится три месяца. Но, похоже, парижане познакомятся и с некоторыми "невыездными" работами российских "соцартистов", поскольку в столице Франции параллельно будет проходить другая выставка, экспонаты которой, минуя таможенные препоны, будут переправлены в электронном виде по интернету и распечатаны уже на месте. Как, например, опус дуэта художников "Синие носы" под названием "Эра милосердия", где изображены милиционеры, целующиеся в березовой роще.
На скандал вокруг Третьяковки уже отреагировала Общественная палата РФ, где мнения, как водится у людей творческих, разделились. Так, членкор Российской академии художеств Айдан Салахова выступила "за свободу искусства" и возмутилась поведением чиновников Минкульта, которые, по ее мнению, плохо в нем разбираются. А вот президент Славянского фонда России Галина Боголюбова поддержала министра Соколова, резонно заметив, что "речь идет о выставке, представляющей государство, его образ". У экспертов "Труда" на эту проблему тоже разные точки зрения, по-своему аргументированные.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Илья ФАЛЬКОВСКИЙ, художник из группы "ПГ":
- Обидно, что наши работы запретили показывать на парижской выставке. Ставить художнику палки в колеса - чудовищная глупость. Например, есть у нас серия плакатов "Слава России". На одном изображен улыбающийся милиционер с кучей денег. Что же тут обидного для властей? О коррупции в правоохранительных органах пишут все СМИ. Или вот плакат с голой девушкой под душем, вместо воды обливающейся нефтью. Это символ сегодняшней России. Нам ни к чему скандальная слава. Жалко только потраченных усилий, времени и материальных средств. Сейчас современное искусство в России находится в сложной ситуации. Если на Западе художников поддерживают с помощью всевозможных грантов и фондов, то мы здесь вынуждены где-то подрабатывать, а занимаемся творчеством лишь в свободное время. Хотя, скажу без лишней скромности, за рубежом нашу группу "ПГ" - кроме меня, это еще Алексей Каталкин и Борис Спиридонов - знают хорошо. Мы используем разные техники, часто пародийно обыгрываем какие-то направления. То, что на поверхности кажется простым, требует углубленного восприятия. Поэтому эмоциональное заявление Соколова я понять и принять не могу. Возможно, министр культуры хочет упрочить свое положение при новом правительстве? Зачем же приносить в жертву современное искусство?
Савва ЯМЩИКОВ, председатель Ассоциации реставраторов России:
- Я полностью разделяю беспокойство и тревогу министра культуры Соколова. Жаль, что ему не удалось ничего сделать. У нас всеми деньгами, выделяемыми государством на культуру, распоряжается ведомство Швыдкого. Огромные деньги тратятся на все эти чудовищные бьеннале, которые ничего, кроме позора, для Москвы не приносят. Недавно в течение двух месяцев Центральный дом художника был отдан под персональную выставку "человека-собаки" Олега Кулика. А все эти частные галереи, в которых поедают торт "Чучело Ленина", висят сосульки из мочи... У такого "искусства" нет будущего. Это не постмодерн, не концептуализм, а абсолютно безграмотная, уродующая людские души поделка, прибежище шарлатанов. А Париж эти безобразия примет с восторгом. Я давно заметил, что ходить по западным выставочным залам, где экспонируется современное искусство, может только человек с очень нездоровой психикой. Недавно прошло сообщение, что в Нидерландах и Бельгии за невостребованностью закрыты сотни храмов, и эти здания сдаются под стриптиз-бары, фитнес-клубы, тренажерные залы для альпинистов. Настоящие произведения - от творений Микеланджело, Дионисия, Джотто и до работ русских классиков XVIII - XIX веков- всегда служили духовному просветлению людей.