Результатом проверок стал грандиозный скандал - выяснилось, что практически во всех школах
Результатом проверок стал грандиозный скандал - выяснилось, что практически во всех школах компьютеры использовались далеко не в образовательных целях. Школьники и даже учителя скачивали музыку, посещали развлекательные сайты, в том числе порнографического содержания. В итоге дисциплинарное взыскание получил рядовой сотрудник областного комитета образования, а школам приказано срочно внедрить систему контетной фильтрации доступа к ресурсам интернета. Но не все так просто...
- Мы провели проверку в большом количестве школ области, и почти в каждой из них обнаружены факты использования интернета в далеких от образования целях, - пояснила "Труду" старший помощник прокурора области Лидия Сергеева. - Это очень массовое явление.
Примеров множество. В одной из школ Советского района Волгограда продвинутые ученики скачали особо понравившиеся эротические сюжеты на жесткий диск школьного компьютера. Удобно - в интернет выходить не надо, трафик экономится, все, как говорится, под рукой... В школе N 1 Иловлинского района учительница информатики скачивала популярные рингтоны для своего мобильного телефона ("Да она всего на минуточку в интернет вышла музыку записать! Она хороший учитель! - защищала в беседе с нами своего педагога директор Иловлинской школы N 1 Лидия Теплякова). В школе Ворошиловского района зафиксировано посещение сайтов знакомств, эротических гороскопов и игр. В Красноармейском районе школьницы активно интересуются свадебной модой и косметикой, опять же с помощью школьного компьютера.
- А как мы можем противостоять всей этой дребедени? - в сердцах восклицает учитель информатики одной из волгоградских школ, попросивший не называть его имя. - Ограничить доступ к таким ресурсам не под силу одному лишь школьному учителю. В сети постоянно появляются новые порностранички, составить их полный список практически невозможно, поэтому даже контент-фильтры не всегда могут помочь.
Школа N 103 Советского района Волгограда - одна из тех, кто подвергся прокурорской проверке. По нашей информации, ее учащиеся тоже посещали запретные порносайты. К телефону подошла завуч Галина Анатольевна, учитель истории. Именно на нее возложены обязанности по проведению информатизации учебного заведения. Женщина была взволнована: "За что нас хотят наказать? Да мы ничего не понимаем во всех этих тонкостях! Даже учитель информатики, как известно, - это не программист, а что взять тогда с меня, историка? Компьютером пользуюсь, но на уровне начинающего пользователя. Совершенно очевидно, что школам нужен профессиональный системный администратор, хотя бы один на район, а лучше - в штате каждой школы. Ведь дело не только в запретных сайтах - нет гарантии, что мы, например, работаем не на пиратских программах".
Впрочем, проблема, как выясняется, актуальна не только в Волгограде, но и по всей стране.
- Ограничение доступа школьников к некоторым нежелательным ресурсам - это серьезнейшая проблема, - уверена директор московской школы с углубленным изучением информатики N 444, заслуженный учитель России Инна Крючкова. - Фактически сейчас каждый учитель информатики один на один с этим непростым вопросом. Поймите, педагог на уроке не может ежеминутно лично наблюдать за каждым учеником, следить, какие сайты посещают школьники. К тому же дети сегодня очень "продвинутые", они прекрасно умеют пользоваться компьютером и интернетом. Не скрою, подобные случаи бывали и у нас в школе... Школьный учитель не справится самостоятельно с проблемой, ее нужно решать на федеральном уровне.
Получается, что даже в "продвинутой" столичной школе учителя пока не знают, как бороться с интересом подрастающего поколения к "клубничке" и прочей необразовательной тематике. Что уж говорить о провинциальных школах, где сами учителя еще только делают первые шаги в освоении современных технологий?
- Один из наших сотрудников будет наказан за то, что технически не обеспечил программное ограничение доступа к интернету в школах, - пояснил "Труду" начальник отдела общего образования областного комитета по образованию Радислав Музыченко. - Хотя организационные меры мы приняли вовремя - проводили даже собрания учителей информатики, где объясняли необходимость контент-фильтров...
Однако спасут ли школьников и учителей пресловутые контент-фильтры? Специалисты в один голос твердят: этого недостаточно.
- Фильтры - это хорошо, но радикально с их помощью вопрос не решить, - уверен специалист по информационным технологиям Валерий Пичугин. - Адреса порносайтов постоянно меняются, появляются новые. Противостоять этому можно, лишь посадив в каждой школе сетевого администратора, который бы постоянно контролировал этот вопрос.
Но пока сетевой администратор в каждой школе - это заоблачная мечта. Какой уж тут программист, если на селе не всегда могут найти учителя математики?
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Светлана Новикова, руководитель направления корпоративных коммуникаций и PR "Лаборатории Касперского":
- Очевидно, что предоставив школьникам доступ в интернет, необходимо обеспечить и защиту детей от нежелательного контента. Пока это осуществляется на уровне провайдера интернет-услуг, но, как показывает случай в волгоградской школе, защита эта не всегда надежна. Гораздо эффективнее осуществлять ее индивидуально. Технически это несложно. В этом году Министерство информационных технологий и связи РФ совместно с Рособразованием выступило с инициативой в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечить все школы программным обеспечением для информационной безопасности. "Лаборатория Касперского" предоставила свою разработку для участия в конкурсе. Его итоги планируется подвести в ноябре 2007, а поставка базового комплекта ПО должна осуществиться в конце 2007 - начале 2008 года.
А КАК У НИХ?
Париж> С проблемой несанкционированного использования интернета в учебных заведениях, во Франции столкнулись еще лет 7 - 8 назад. Скандалы пошли чередой: вместо того чтобы решать задачки или писать сочинение, ребятишки лазали на сайты с порнушкой. Как мне сообщили в пресс-службе министерства национального образования, два года тому назад были введены жесткие правила использования интернета в школах. Во-первых, во всех школьных заведениях был введен автоматический контроль за информацией, которую учащиеся могут получать из интернета. Если в школе имеется свой сервер, то в него внедряется программа "Squidgard". В него занесены как все сайты из "черного списка", так и идентификация содержания по "ключевым словам". Кстати, на сегодняшний день, по данным университета социальных наук в Тулузе, таких запрещенных сайтов насчитывается свыше 400 тысяч (!). Программа всю эту гадость блокирует. Примерно то же самое делается на уровне персональных компьютеров в тех школах, где единого сервера нет.
Другое направление борьбы с информационной отравой - это воспитательные меры. Так как обучение навыкам пользования компьютером, электронной почтой входит здесь в школьную программу, то детишкам сходу объясняют, какие "ловушки" их могут поджидать в мировой сети. Кроме этого, разработана своего рода "хартия" использования интернета в школах, где четко обозначены как права, так и обязанности. Хартию подписывают все - администрация, учителя, учащиеся. Помимо этого, по инициативе управления по делам пользователей интернетом в стране регулярно проводятся специальные дни по этой тематике, на которые, кроме школьников, учителей, приглашаются и родители.
Лондон> Все школы в Британии полностью компьютеризированы, и учащиеся широко используют интернет на уроках и при подготовке заданий. Однако, как сообщила "Труду" сотрудница пресс-отдела министерства просвещения Алекс Чаплин, ее ведомство не занимается закупкой и установкой компьютерного оборудования в школах. "Мы отпускаем деньги, а школы сами занимаются всеми этими вопросами. - Министерство оказывает лишь методическую помощь".
По словам Алекс Чаплин, на заре компьютерной эры учащиеся часто использовали эти машины не по назначению. Не исключено, что смотрели порнуху. "Однако сейчас в большинстве школ ситуация взята под строгий контроль". Поэтому поступающие в распоряжение детей компьютеры запрограммированы таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные эффекты.