ВРЕМЯ ПОЧТОВЫХ ПЕРЕМЕН

Всемирный день почты - один из международных дней, отмеченный 9 октября во всех странах, входящих в ООН, - хороший повод поговорить о том, что сегодня происходит с "Почтой России". О проблемах и достижениях российских почтовиков рассказывает председатель Общероссийского профсоюза работников связи РФ, заслуженный связист России Анатолий Георгиевич Назейкин.

- Анатолий Георгиевич, на недавней XX пленарной ассамблее Ассоциации европейских государственных почтовых операторов "ПостЕвропа" вы говорили о том, что сегодня ваша задача - защита интересов почтовых работников в непростое для них время перемен. Скажите, пожалуйста, что сейчас происходит на одном из крупнейших государственных предприятий России, о каких переменах идет речь?
- Почтовая сеть состоит из 42 тысяч отделений по всей стране, в которых работает около 400 тыс. человек, - это крупная и авторитетная компания, которая в своей работе опирается не только на традиционные услуги, но и новейшие технологии. Технические возможности растут, и хотелось бы, чтобы вместе с ними росли доходы как самого предприятия, так и людей, которые тут работают. Что касается перемен, то это не только внедрение новых технологий и услуг, но и ввод новой, единой системы оплаты труда. Старая система оплаты труда должна уйти в прошлое. Но всегда внедрение нового - мероприятие трудное, тем более в таком огромном коллективе. По сути, это настоящая революция, и нужно время, чтобы новая система была отлажена, чтобы сотрудники поняли, как она работает, а мы поняли, что именно и как нужно доработать.
Профсоюз совместно с Министерством информационных технологий и связи и ФГУП "Почта России" поставил задачу - выйти на четвертое место по уровню оплаты труда работников связи среди отраслей экономики. Эта задача сейчас является приоритетной. Чтобы ее выполнить, в первую очередь нужно, чтобы у почты были деньги. Садиться за стол и распределять, кому сколько и по каким заслугам можно лишь тогда, когда на это есть средства.
- На ваш взгляд, должно ли государство финансировать почту? Ведь не секрет, что именно на ней лежит большая социальная нагрузка. Например, услуга по доставке письменной корреспонденции, предоставление которой обходится ниже себестоимости, по всей стране обеспечивает именно "Почта России", равно как и доставку пенсий и социальных пособий в удаленные районы...
- Действительно, новые операторы составляют почтовикам конкуренцию лишь в прибыльных секторах, таких, например, как экспресс-доставка, и работают больше в столице и крупных городах. Получается, что почта изначально поставлена в неравные условия. Что касается доставки пенсий, то недавно рабочая группа при Комитете Госдумы по труду и социальной политике выступила с предложением изменить в сторону уменьшения процент выплат, производимых Пенсионным фондом за доставку пенсий. Напомню, что сейчас он составляет 1,5%. Объяснялась эта инициатива желанием сэкономить бюджетные деньги, однако всем известно, куда приводят зачастую благие намерения. Когда кто-то где-то выступает в прессе, говоря о том, что тариф завышенный, то не стоит забывать, что понятия "много" или "мало" - очень субъективны и условны. Должна быть методика, которая рассчитывает объективность расходов, и она есть, почта представила ее Пенсионному фонду, и, возможно, в скором времени она будет официально принята.
- Как вы считаете, 1,5% - много или мало? И кто должен нести бремя этих расходов: Пенсионный фонд или федеральный бюджет?
- Проверка Счетной палатой деятельности почты за 2005 год показала, что оснований для снижения тарифов по доставке пенсий и социальных пособий не имеется: 1,5% - это обоснованно. Доставка рентабельна для почтовиков только в крупных городах, а в удаленных населенных пунктах она обходится в 9-20%, есть места, куда пенсию можно доставить только самолетом. Государственные же дотации не покрывают и десятой части расходов почтовиков.
Кроме того, тариф 1,5% предусмотрен государственным бюджетом. Если кто-то действительно хочет помочь пенсионерам, то он должен не выступать с голословными заявлениями, а ставить вопрос перед правительством. Бюджет утверждается Государственной Думой, все расходы рассматриваются и утверждаются заранее.
Сейчас некоторые депутаты хотят вывести деньги, предусмотренные на доставку пенсий, из пенсионного бюджета и перевести их в расходы федерального бюджета. Наш профсоюз не возражает. Нам безразлично, кто будет платить деньги, главное, чтобы их платили в полном объеме - исходя из 1,5% тарифа. Но только это сначала должно быть решено на государственном уровне. Кроме того, мы сейчас выступаем с инициативой внести поправку в Федеральной закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и убрать одно слово - "иные". Напомню, что по закону доставка пенсии может осуществляться по желанию пенсионера либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией. Право пенсионера получать свои деньги через почту, какой-либо банк или отделение Пенсионного фонда - дело святое, его никто не оспаривает. Однако практика показала, что зачастую так называемые альтернативные доставщики пенсий - те самые "иные" организации - это полукриминальные структуры, через которые бесконтрольно идут огромные государственные деньги. Заметьте, Счетная палата проверила только государственную, соответственно "прозрачную" "Почту России", а альтернативщиков никто не проверяет. В некоторых регионах их количество доходит до полусотни. Мы сталкивались с разными формами обмана, самым безобидным из которых, например, является получение пенсии уже умершего человека. Государственный контроль за расходованием этих средств потерян.
Хочу отметить, что в отстаивании интересов почтовиков нас поддерживает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков.
- Чего бы вы хотели пожелать почтовым работникам?
- Прежде всего, хочу поблагодарить их за ежедневный самоотверженный труд. Несмотря на трудности, почтовики обеспечивают население и организации нашей необъятной Родины всеми видами самых современных почтовых услуг. Авторитет российской почты в мире, в Европе довольно высок. И хотелось бы, чтобы наши почтовики получали за свой труд не меньше своих европейских коллег, жили хорошо и достойно.