Педагогам бывшей школы N 348 осталось лишь поминать тихим словом альма-матер, которой отдали десятилетия жизни. Да клясть судьбу. После ликвидации школы большинство преподавателей оказались на улице. Повезло пенсионерам. Остальные были вынуждены искать новое место работы.
Эта конкретная ситуация отображает тенденцию. С каждым годом в центре Москвы будет оставаться все меньше школ с историей. Пока на спальных окраинах образовательные учреждения скорыми темпами строятся, в пределах Садового кольца они оказались на пороге массового закрытия. Школа N 348 стала лишь первой "ласточкой".
Сегодня из городского бюджета на каждого учащегося в зависимости от категории учебного заведения начисляется круглая сумма. Например, на ученика общеобразовательной школы в год выделяется 30 тысяч рублей. То есть чем больше воспитанников, тем обильнее финансирование учебного заведения. Так в сфере образования начали работать принципы бизнеса. Оборотистые директора прикладывают титанические усилия, переманивая детей от конкурентов. Удел проигравших - расформирование и биржа труда. Когда свободных мест в школе становится слишком много, город прекращает финансирование и закрывает учебное заведение.
Администрация Центрального округа ликвидировала 348-ю школу после того, как в прошлом году тут осталось 120 учеников при норме в полтысячи. Старое здание школы снесли, на ее месте построили новый корпус для соседней, более успешной школы N 342. Именно сюда перешли оставшиеся ученики и несколько педагогов. Наталья Гольцова, преподающая на новом месте, винит во всем бывшую директрису.
- Соседние школы уловили тенденцию: перепрофилировались, превращаясь в специализированные образовательные учреждения французского, английского языков, - рассказала "Труду" Наталья Гольцова. - А наша школа продолжала обучать по традиционной средней программе. И родители переводили детей к другим. Так постепенно наша школа и сошла на нет.
Чтобы победить в конкурентной борьбе, Любовь Хечанова - директор школы N 342 открыла специальное дошкольное отделение, классы с коррекционным развитием, изостудию, кружок хореографии, класс ранней профилизации, по окончании которого выдается удостоверение оператора ЭВМ. Сумела договориться с МГТУ им. Баумана, чтобы организовать поступление в университет выпускников школы. В общем, приложила для выживания изрядные усилия.
Но даже после всего этого 342-я не может чувствовать себя спокойно. Подобрав сотню детей из ликвидированной 348-й, школа все равно не достигла норм комплектации. При проектной мощности в 550 мест сегодня здесь учится 441 ребенок.
В советские времена в Басманном районе работали сразу два крупных предприятия - маргариновый завод и пищекомбинат. Вполне естественно, что дети сотрудников, живших в ведомственных домах и общежитиях, посещали соседние школы. В начале 90-х предприятия закрылись, на их месте выросли офисы. В них люди только трудятся, а живут в совсем другом месте. "Свободных" детей в районе не осталось. При этом в окрестностях басманных улиц с давних времен существуют 30 школ. И вот теперь директору Любови Хечановой надо опять проявлять титанические усилия, чтобы подтверждать конкурентоспособность в борьбе за ученика с соседями.
По словам Владимира Кабанова, начальника отдела общего школьного и дополнительного образования окружного Управления образования ЦАО, эта ситуация становится все более типична для центра Москвы. Плодящиеся офисы вытесняют жителей с Тверской, Дмитровки и их пределов на окраины города. Население в ЦАО стремительно сокращается. На весь Центральный округ приходится 60 тысяч школьников. Власти округа вынуждены закрывать пустующие школы, а оставшихся немногочисленных учеников распределять по соседним. Сами дети, как уверяют в префектуре, от этого не страдают.
СПРАВКА "ТРУДА"
Всего в ЦАО Москвы насчитывается 132 общеобразовательные школы. Практически ни одна не укомплектована учениками согласно нормам. Поэтому в ближайшем будущем как минимум несколько десятков могут последовать примеру ликвидированной школы N 348.
МНЕНИЕ УЧЕНИКА
Юрий Поляков, писатель, редактор "Литературной газеты", выпускник ликвидированной школы N 348:
- С этой школой у меня связана масса теплых воспоминаний. Да что там - целый пласт жизни. Мы с родителями ютились в общежитии маргаринового завода, поэтому с первого по десятый класс я ходил именно в 348-ю. Хорошо помню всех учителей, мою классную, директрису, к сожалению, ныне покойную. Я и потом долго не мог расстаться с родной школой. Учась в институте, проходил в ней практику, работал наравне со своими прежними педагогами. Позднее даже кое-что из этого опыта описал в своей повести "Работа над ошибками". Поэтому, когда, как-то случайно проезжая мимо, увидел, что школы больше нет, очень расстроился. Пытался выяснить причину, даже звонил в управу. Там сказали, что школу снесли из-за ветхости. Ощущение этой потери не проходит у меня до сих пор.