Картину давно минувших лет реконструировали научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Александра Бужилова и научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ, кандидат биологических наук Наталья Гончарова. Они и сделали вывод, что надо говорить не о жертвах холеры или пожара, а о массовой казни.
Дело происходило в начале ХIII века, причем зимой, поскольку к некоторым черепам прилипли ворсинки от меховых шапок. Многие убитые были родственниками: останки детей лежали вперемешку с костями их матерей, бабушек, дедушек. А вот молодых мужчин среди них не оказалось.
Появившийся враг был конный - об этом свидетельствует характер ран. Разбегавшихся горожан кололи копьями, рубили мечами и саблями, разбивали головы палицами и булавами. У нескольких жертв оказались отрублены головы. От стрелы, пущенной в спину, погиб пятилетний мальчик. Еще двум ярославцам стрела попала в пятку, что могло произойти только во время погони...
Что же произошло на этом месте 800 лет назад? По мнению ученых, версий две. Либо бойня стала результатом междоусобных княжеских войн. А руководитель раскопок, кандидат исторических наук Дмитрий Осипов не исключает, что массовое убийство в Ярославле - дело рук ордынцев.
В пользу этой версии говорит то, что среди найденных в подклети останков тел нет мужчин. Как известно, весной 1238 года ярославская дружина стала частью войска Великого князя Юрия Всеволодовича, который собирался дать ордынцам решительный отпор на берегу реки Сить. Не там ли полегли ярославские воины, оставив беззащитными стариков, жен и детей?
Сейчас раскопки продолжаются. Археологи спешат - уже пришло время закладывать фундамент "нового старого" Успенского собора. Ученые надеются, что им еще удастся обнаружить новые сенсационные находки.