ВЫСТОИТ ЛИ БОЛЬШАЯ КОАЛИЦИЯ?

После продолжительных и ожесточенных дебатов руководство обеих крупнейших партий ФРГ приняло решение об образовании "большой коалиции".

Это политический брак не по любви, а по вынужденному расчету. Теоретически возможные "лоскутные" коалиции в разной цветовой гамме не позволяли совместить несовместимое и не могли привести к стабильному парламентскому и правительственному партнерству. Был бы обречен на быстрый уход с арены и кабинет министров, опирающийся на меньшинство. Новые сверхсрочные выборы в бундестаг оказались бы бессмысленными, поскольку сохранили бы нынешнее соотношение политических сил.
Единственно возможным практическим выходом оставалась "большая коалиция" социал-демократов и ХДС с ее баварским филиалом ХСС. Но возник кадровый барьер - каждая из сторон настаивала на своем кандидате в канцлеры: СДПГ - на Герхарде Шредере, христианские демократы - на Ангеле Меркель. Амбициозность лидеров отступила перед политической ответственностью за судьбу страны. Шредер сделал шаг назад. И теперь Меркель предстоит сделать два шага вперед. Президент ФРГ должен внести ее кандидатуру в парламент, а бундестаг - проголосовать за нового канцлера.
Однако кадровые трудности "большой коалиции" этим не исчерпывались. Напряженными оказались дебаты по распределению министерских портфелей. В ответ на свою уступку по кандидатуре канцлера социал-демократы получат 8 из 14 министерских постов, включая внешнеполитическое ведомство, финансы, министерство труда. У партнеров такие важные министерства, как экономики, обороны, внутренних дел. Конкретные кандидаты пока не названы. Шредер же, по слухам, уходит из большой политики.
Предстоят сложности с согласованием основных положений правительственной программы. Среди первостепенных задач, которые призвана решать "большая коалиция", реформа федерализма. Дело не только в перераспределении полномочий между центром и землями, но и в правах ниж-ней и верхней палат парламента. Бундесрат (совет земель) нередко имеет большинство из тех партий, которые в бундестаге составляют оппозицию, и таким образом просто парализует работу правительства.
Новому кабинету необходимо срочно разобраться с хаосом в финансах, определиться с запутанной системой налогообложения. Требуются средства, кстати, неоднократно обещанные на здравоохранение, образование, научно-исследовательские работы. Дамокловым мечом висит проблема безработицы. По всем этим вопросам между партиями "большой коалиции" существуют расхождения, порой резкие.
При совпадении основных взглядов на внешнюю политику Германии и здесь у новых партнеров нет полного единства. Можно упомянуть разные подходы к приему Турции в ЕС или стремление руководства ХДС/ХСС сместить акценты в Евросоюзе в сторону более тесных отношений с новыми его членами, прежде всего с Польшей. Вряд ли напрямую изменится политическое и особенно экономическое сотрудничество между Германией и Россией. Но опосредствованно, через новые тенденции в ЕС, и оно может подвергнуться определенному влиянию.
Никто не берется предсказать, выстоит ли "большая коалиция" все четыре года, отведенные бундестагу конституцией ФРГ, но другой политической развязки в нынешней ситуации (беспримерной в истории страны) просто не существует.