ИДЕМ НА ПРОРЫВ

Вчера в Министерстве образования и науки РФ можно было встретить президента РСПП Александра

Вчера в Министерстве образования и науки РФ можно было встретить президента РСПП Александра Шохина, губернаторов Сергея Собянина и Александра Хлопонина, академика Евгения Велихова... Отложив на полдня свои непосредственные обязанности, эти и другие известные персоны собрались вместе для обсуждения школьных вопросов. Андрей Фурсенко по такому случаю уступил свое обычное председательское место премьеру Михаилу Фрадкову.
Предметом двухчасового разговора стали практические шаги, которые должны за довольно короткий срок вывести отечественную систему образования на достойный уровень. Министр Фурсенко назвал эти национальные проекты "инкубатором положительных системных изменений". Определенную роль в них, безусловно, сыграют президентские инициативы: ежегодные 100-тысячные гранты для 10 тысяч лучших учителей, поощрение талантливых школьников, студентов и аспирантов, прибавка в 1000 рублей всем классным руководителям (их у нас, как известно, более 900 тысяч). Кроме того, по 1 миллиону рублей получат 3 тысячи инновационных школ. Намечается также материальное стимулирование наиболее успешных вузов.
Смысл золотого дождя, который окропит лишь отдельно взятых лидеров, понятен: за лучшими рано или поздно потянется весь эшелон. Правда, для того, чтобы он сдвинулся с места, потребуются более солидные денежные вливания. Об этом справедливо напомнила собравшимся председатель ЦК профсоюза работников образования Галина Меркулова: "Нельзя увлекаться только прорывными проектами, мы обязаны обеспечить доступность и высокое качество образования в каждой глухой деревне, в каждом улусе". В свою очередь, губернатор Тюмени Сергей Собянин заметил, что и в удаленных от центра местах можно хорошо учить детей. В области с согласия сельских жителей и муниципальных властей были закрыты неэффективные, но требующие больших расходов малокомплектные учебные заведения. Теперь ребятишек в так называемые базовые школы, оснащенные компьютерами и другим необходимым учебным оборудованием, доставляют школьные автобусы.
Красноярский губернатор Александр Хлопонин рассказал, что сейчас в крае реализуется проект 2-й индустриализации Сибири: активно идет освоение месторождений, строятся ГЭС, создается мощный транспортный узел. Но есть проблема: все эти грандиозные планы никак не связаны с деятельностью школ и вузов. "Нам нужна система образования, базирующаяся на наших представлениях о будущем, - сказал Хлопонин. И добавил: - Средства нужно тратить на развитие, а не на существующую систему, которая их просто проест".
Михаил Фрадков, внимательно выслушав все мнения и предложения, сказал, что выпускать из-под своего контроля национальные проекты в сфере образования правительство не намерено: "Спрос за конкретное их исполнение будет жестким".