"УСТАЛИ ВОРОВАТЬ"

Нецелевое использование и воровство бюджетных средств за последние 5 лет сократилось в 10 раз, о чем заявил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Значит, воровать в России стали меньше?

Глава Счетной палаты уверяет, что это так. "Я могу анализ провести - за 5 лет нецелевое расходование бюджетных средств и прямое воровство сократились в 10 раз. Это один из самых прогрессивных, в хорошем смысле слова, показателей в Европе", - сказал журналистам С.Степашин в Казани, где проходило совещание руководителей контрольно-счетных органов Приволжского федерального округа, посвященное вопросам организации финансового контроля.
Получается, нам уже вроде есть чем гордиться. Однако на минувшей неделе МВД обнародовало данные по российской теневой экономике, оценив ее размер в 40 процентов ВВП. Правда, МВД прямо заинтересовано в масштабах негатива, ибо это помогает выколачивать из бюджета дополнительные средства на борьбу с преступностью. Добавим сюда исследования фонда ИНДЕМ, согласно которым, если им верить, средний размер взятки бизнесменов чиновникам за последние четыре года вырос более чем в 13 раз. Не лучше обстоят дела и в бытовой коррупции: объем взяток в системе образования за четыре года увеличился примерно на четверть - с 450 до 580 млн. долларов, а чтобы уберечь детей от армии, россияне в 2005 году заплатили порядка 350 млн. долларов.
И наконец вспомним, что во время недавнего телеобщения президента В.Путина с россиянами на вопрос Константина Никитенкова, не разворуют ли чиновники Стабилизационный фонд, глава государства прямо ответил: "Меня самого это волнует".
То есть праздновать победу на этом фронте рановато - есть смысл еще раз подумать, как лучше уберечь народные деньги от расхитителей. Тем более что повод имеется: в стране реформируется местное самоуправление, ему передается больше прав и больше финансовых возможностей - в недалеком будущем муниципалитеты будут распоряжаться 40 процентами всех бюджетных средств. В этой связи глава Счетной палаты заявил, что "степень готовности органов местного самоуправления адекватно распоряжаться передаваемыми им полномочиями и ресурсами в целом недостаточно высока". А потому выступил за создание плотного "внешнего финансового контроля" за органами местной власти, который "должен не только выявлять недостатки, но и помогать муниципалитетам более экономно и результативно распоряжаться денежными средствами".
Однако, посетовал глава СП, сейчас только в ста из более чем 24 тысяч муниципальных образований созданы контрольно-счетные органы. А потому нужно срочно готовить "конкретные предложения не только для субъектов РФ, но, возможно, и для федерального законодательства и для главы государства" - в части организации внешнего финансового контроля.
Между тем у главы государства, похоже, на сей счет иные соображения. В уже упомянутом ответе россиянину Константину Никитенкову В.Путин сказал: "Очень рассчитываю, что депутаты законодательных собраний на местах будут контролировать это, гражданское общество и различные общественные организации. Весь этот общественный контроль, конечно, должен быть отлажен и эффективно работать. Очень на это рассчитываю..."
В принципе вопрос стоит достаточно просто: или народу надоест, что средства постоянно разворовывают, и он начнет наконец выбирать более честных депутатов, мэров, или государство будет строить еще одну "властную вертикаль" - на сей раз "контрольно-финансовую" - для постоянного пригляда за местными органами власти...