Нынче в Тбилиси, как и в оппозиционном Батуми, оживленно обсуждают последнюю политико-экономическую акцию грузинского президента - согласие отдать энергокомплекс страны в управление РАО "ЕЭС России". На правительственном заседании, обсуждавшем решение главы государства, спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, не желая слушать объяснения президента, демонстративно покинула зал. Это произвело впечатление на обывателя, который пытается найти объяснение очередному ходу мастера политической интриги. Вновь актуализировался вечный грузинский вопрос: кому оставить трон? Впрочем, многие в Тбилиси убеждены, что Шеварднадзе не собирается уходить.
- У нас руководители сами не уходят, - меланхолично размышляет мой собеседник в Батуми, один из влиятельных политиков Аджарии Джемал Гогитидзе. - Они или умирают, или их "уходят".
"Русский гамбит" президента, полагают многие, может позитивно отразиться на политическом долголетии "серебристого лиса". Эта домашняя заготовка Шеварднадзе предназначена не для тбилисских соперников, а для действующего без особого шума, но рационально и эффективно "аджарского льва" - Аслана Абашидзе. 64-летнего главу автономной республики на Западе многие уже называют третьим грузинским президентом. Здесь хорошо помнят: когда Грузия была обесточена, Аджария не испытывала недостатка в электроэнергии, которую Абашидзе напрямую приобретал у России. В скором времени, благодаря поставкам газа из России, планируется сдача электростанции в Кобулети, втором по величине городе автономии.
- Я не раз говорил Эдуарду Амвросиевичу: односторонность в большой политике до добра не доводит. Тем более если модным политическим увлечениям приносятся в жертву старые, испытанные жизнью связи.
Эти слова А. Абашидзе в интервью "Труду" - не самый резкий выпад против политики Шеварднадзе за многие годы взаимоотношений двух политиков. Их взгляды на будущее страны скрестились еще в смутное лето 1992 года, когда Тбилиси, вдохновленный свержением Гамсахурдиа, двинул войска против Аджарии. Криминальное окружение вновь взошедшего на грузинском политическом небосклоне Э. Шеварднадзе горело решимостью подчинить Центру разбежавшиеся автономии силой оружия. Не получилось.
Все, что касается внутренней жизни автономии, - вопросы самоуправления, социально-экономического развития - Абашидзе относит к прерогативам Батуми. Он сохранил Верховный Совет, но постепенно реформировал его структуру и принципы: сформировал двухпалатный парламент, сменил государственную символику. Сейчас глава Аджарской автономии избирается прямым и тайным голосованием избирателей, а не депутатами на сессии, как прежде. Недавно в отношениях Батуми и Тбилиси появилась новая трещина. Коллизия вызвана отказом Центра выплачивать людям зарплату и пенсии. И это, несмотря даже на то, что Аджария аккуратно делает свои многомиллионные перечисления в общегосударственную казну.
В Тбилиси любят поговорить о пророссийских настроениях Абашидзе. Но вот стоило ему "прорубить окно" в Турцию и далее в Европу, приступив к дорожно-туннельному строительству на батумском участке Великого шелкового пути, пошли слухи о новом крене - протурецком. Между тем с вводом батумского участка в строй стратегическое значение аджарской столицы возрастет многократно.
В дни, когда по Грузии прокатилась волна антиазербайджанских акций, аджарский лидер пригласил к себе в советники Ниджата Гулиева из Баку, бывшего главу внешнеэкономического ведомства АР, авторитетного экономиста, известного и в Азербайджане, и за рубежом.
Несколько дней назад, проехавшись первым из аджарцев по "подземному коридору", пробитому в горах, глава автономии сказал собравшимся по случаю события, значение которого в жизни аджарцев поистине трудно переоценить, много доброго о Ниджате Гулиеве, присвоив ему звание почетного гражданина автономии. Простые же аджарцы по-своему выражают свои чувства к азербайджанскому экономисту, привозя на стройку дары своих садов. Их понять можно - они навсегда будут избавлены от горного 17-километрового серпантина, преодоление которого редко обходится без многочасовых заторов.
- Проект имеет очевидный геополитический подтекст, - говорит Ниджат Гулиев. - Возможно, пресса была и права, сообщив в свое время, что маленькая Аджария сделала удачный ход в большой политической игре на Кавказе. Он значительно расширяет стратегические возможности Батуми как черноморских ворот Кавказа и, несомненно, придаст новый импульс всей экономической жизни Грузии.
Впрочем, этим не исчерпываются перспективные коммуникационные проекты Батуми. Оснащенная по последнему слову техники, батумская переправа связывает Аджарию с Констанцей и Ильичевском. Батуми уже сегодня пропускает через свои терминалы около 9 млн.тонн нефти. Впрочем, кое-кто полагает, что "гулиевский" ход Абашидзе имеет и политический аспект в игре, разворачивающейся между Тбилиси и Батуми - азербайджанские голоса могут пригодиться при решающих схватках за властный Олимп в Грузии.
Согласно официальным данным, азербайджанцы, представляющие основную часть мусульманского населения Грузии, составляют около 430 тысяч человек, что равняется почти 10 процентам от общего числа населения. В последнее время активные представители этой части населения, прежде всего предприниматели, проявляют все больший интерес к деятельности партии "Возрождение", пристальней присматриваются к фигуре ее лидера Аслана Абашидзе. По мнению активистов, инициировавших вовлечение азербайджанцев в ряды "Возрождения", глава Аджарской автономии привлекает умением поддерживать стабильность в этнически многообразном регионе. Азербайджанцам по душе прочные связи Аджарии с Россией. С учетом того, что большинство азербайджанских семей живет за счет финансовых переводов из России, где постоянно или временно проживают десятки тысяч их соотечественников из Грузии, этот факт приобретает для них важное значение.
Итак, "аджарский лев" приготовился к прыжку ?
Сейчас "Возрождение" контролирует в грузинском парламенте 90 с лишним голосов из 355. Сможет ли Абашидзе расширить "зону влияния" в законодательном органе? От ответа на этот вопрос в судьбе Грузии зависит многое. В пользу аджарского лидера то очевидное обстоятельство, что в глазах большей части населения Э. Шеварднадзе, как и его друзья-соперники, фактически себя исчерпали. Мало кто верит, что шеварднадзевская когорта политиков когда-либо сумеет выполнить свое главное обещание - вывести Грузию из глубокого кризиса, дать ее народу мир и процветание.
Когда-то предок нынешнего аджарского президента - Мемед Абашидзе отстоял автономию Аджарии, став ее первым лидером. Теперь разоренная, раздробленная Грузия, измученная междоусобицами, внимательно и с надеждой вглядывается в Аслана Абашидзе - его внука.