Необычный для двух дружественных стран скандал, да еще и столь громкий, грянул спустя всего лишь пару недель после решения Пхеньяна поручить Ян Биню управление создаваемой на границе с КНР свободной экономической зоной Синыйджу. На пресс-конференции в Пхеньяне тот уже успел обрисовать будущее этого района площадью 132 квадратных километра, пообещав сделать его по подобию Гонконга - с ультра-либеральным режимом хозяйствования, своими законодательством, судопроизводством и валютой. Амбициозный предприниматель не преминул похвастать личной дружбой с северокорейским лидером Ким Чен Иром и паспортом гражданина КНДР.
Однако судьба распорядилась так, что до губернаторского кресла Ян Бинь не доехал и может смело благодарить судьбу за то, что оказался не в стенах следственного изолятора, а под домашним арестом. Его задержали в Китае накануне поездки в Южную Корею и Японию, куда он собирался направиться в поисках потенциальных инвесторов. Не выручили ни голландский паспорт, ни связи в Пекине и Пхеньяне, ни статус почетного гражданина КНР.
Взлет деловой карьеры бывшего военно-морского офицера 39-летнего Ян Биня пришелся на последнюю декаду минувшего века. После тяньаньмэньских событий 1989 года он выехал на учебу в Лейденский университет в Нидерландах, где обзавелся голландским подданством. Вскоре Ян вернулся на родину и развернул там бурную предпринимательскую деятельность. Поставленное на широкую ногу выращивание цветов и овощей, а также сделки с недвижимостью позволили ему довольно быстро сколотить приличное состояние в 900 млн. долларов - в прошлом году журнал "Форбс" поставил его на второе место в списке самых богатых людей Поднебесной. Китайско-голландскому бизнесмену принадлежит, в частности, крупная агропромышленная корпорация в Гонконге, а также фешенебельная "голландская деревушка" в пригороде города Шэньяна на северо-востоке КНР. Этот проект представляет собой район застройки с уютными домиками в голландском стиле с ухоженным парком и огромной оранжереей с тропическими растениями. Сходство с западноевропейским пейзажем дополняют ветряные мельницы и маленькие мостики через опоясавший зону узкий канал.
Впрочем, как хорошо известно в России и за рубежом, спать спокойно может лишь тот, кто заплатил налоги. Созданную Яном идиллию потревожили стражи порядка - в предрассветные часы его увезли прямо из дома в кабинет следователя. По словам представителя китайского МИДа, компетентные органы ведут расследование причастности бизнесмена к незаконным коммерческим операциям в КНР, включая нарушение налогового законодательства. Ян Бинь признал за собой факт неуплаты налогов на сумму в 10 млн. юаней (более 1,2 млн. долларов) и выразил готовность немедленно погасить задолженность.
"Цветочный король", утверждают наблюдатели, стал очередной жертвой развернувшейся в Китае кампании по борьбе со злостными неплательщиками налогов из среды толстосумов. Минувшим летом большой резонанс в Китае вызвал арест Лю Сяоцин - известной кинозвезды 1980-х, преуспевшей в бизнесе. Ей предъявлено обвинение в неуплате налогов на сумму порядка 10 млн. юаней.
Подобное преступление стало обычным явлением среди наиболее обеспеченных людей Поднебесной. Именно на это обратил внимание глава китайского кабинета Чжу Жунцзи, выразивший возмущение паталогическим нежеланием богатеев соблюдать закон. Согласно официальным данным в прошлом году лишь четверо из полусотни самых обеспеченных людей Китая в полной мере выполнили свои налоговые обязательства. С тех, кто забыл или, точнее, не захотел заполнить налоговые декларации, власти КНР намерены спросить по всей строгости закона, и инцидент с Ян Бинем - яркое тому свидетельство.
Впрочем, как утверждают наблюдатели, нынешняя кампания за уплату налогов объясняется не только и не столько финансовыми, сколько политическими факторами. На предстоящем в ноябре 16 съезде КПК ожидается внесение в программу и устав изменений, допускающих членство в китайской компартии частных предпринимателей. "Налоговая облава" как раз и призвана сбить накал критики этих нововведений со стороны оппонентов, прежде всего из числа ветеранов - ортодоксальных марксистов, отстаивающих пролетарскую чистоту партии.
Арест Ян Биня многие уподобляют звонкой пощечине, нанесенной Китаем северокорейским соседям. В Пекине недовольны тем, что те не проконсультировались с ним заранее относительно выбора кандидатуры на столь ответственный пост. Посольство КНДР в Пекине выразило протест против задержания бизнесмена, а в ближайшие дни ожидается прибытие в китайскую столицу высокопоставленной делегации из Северной Кореи. Разговор, скорее всего, пойдет о судьбе Ян Биня. Как бы то ни было, инцидент с несостоявшимся губернатором, несомненно, поставил Пхеньян в неловкое положение - вряд ли серьезные инвесторы поспешат вкладывать капиталы в зону, руководитель которой уличен в мошенничестве.