Впрочем, независимо от мнения участников конференции раньше проделать это нам все равно не удастся. Вопрос лишь в юридической состоятельности вынужденной корректировки российских обязательств. Но в случае отказа Москва намерена громко хлопнуть дверью. Не исключено, заявил заместитель председателя Госкомиссии по химическому разоружению депутат Госдумы РФ генерал-майор Николай Безбородов, что тогда Россия может приостановить свое участие в Конвенции о запрещении разработки, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
А как хорошо все начиналось в 1997 году! Ратифицировав тогда Конвенцию о запрещении химического оружия, мы выразили готовность поставить свои запасы ХО, которых за годы холодной войны накопили аж 40 тысяч тонн, и процесс их уничтожения под международный контроль. Общая сумма предстоящих затрат составляла около 3 миллиардов долларов. Договорились, что 70 процентов этой суммы изыщет Россия, остальное - иностранная помощь.
И дело пошло. Но главным образом на средства от той самой иностранной помощи, в собственном бюджете достаточных денег на соответствующую федеральную программу все как-то не находилось. В итоге к 2000 году, когда мы должны были отрапортовать миру об уничтожении первого процента своих арсеналов, не было уничтожено ничего. Тогда Соединенные Штаты, успевшие выделить нам 286,5 миллиона долларов из 880 положенных по международным соглашениям, возмутились и помощь заморозили.
Пришлось серьезно откорректировать Федеральную целевую программу "Уничтожение химического оружия". Уже в бюджете 2001 года ассигнования на программу уничтожения химического оружия (УХО) в российском бюджете были увеличены в 6 раз. Почти в 10 раз - в текущем году. Но построить к намеченным срокам три завода по уничтожению химоружия в Камбарке (Удмуртия), Горном (Саратовская область) и в Щучьем (Курганская область) Россия не успевала. Только недавно строительство первого полномасшабного объекта в Горном наконец завершено. Заводы в Камбарке и в Щучьем намечено сдать в эксплуатацию в 2005 году.
Однако, несмотря на наши очевидные успехи, теперь уже Соединенные Штаты не торопятся с возобновлением финансовой помощи. В Вашингтоне кое-кто рассуждает так: поскольку средств доставки ХО у России нет, значит, и это ее оружие в отличие от ядерного американской земле не угрожает при любых политических раскладах. Куда больше многотонная отрава, часть которой хранится в старых емкостях, уже давших течи, грозит бедой самой России. Вот пусть это и остается головной болью Москвы. А если даже и продолжать помощь, то попытаться что-нибудь выторговать.
В связи с этим полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе, председатель Госкомиссии по химическому разоружению Сергей Кириенко заявил, что "Россия не будет разменивать помощь в уничтожении химического оружия ни на что другое, и это ключевая позиция". Он поблагодарил правительство Швейцарии, которое уже предложило нам на эти цели 17 миллионов швейцарских франков. В прошлом году подписаны соглашения о том же с Великобританией, Италией, Канадой, Нидерландами и рядом других стран.
- К сожалению, - посетовал Кириенко, - с США у нас пока больше разговоров. Принципиальная позиция: будут помогать - будем уничтожать оружие с их помощью, не будут помогать - будем это делать без США, но так, как считаем нужным.
А куда же нам деваться?
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Участники конференции в Гааге отказали России в просьбе продлить до 2012 года сроки уничтожения нашего химического оружия. США тоже пока отказались разморозить обещанные средства на строительство объектов по утилизации этих арсеналов.