ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ
Любовь и деньги - тема неисчерпаемая. Две эти равновеликие страсти, то
ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ
Любовь и деньги - тема неисчерпаемая. Две эти равновеликие страсти, то пересекаясь, то расходясь, существуют вечно. Безуспешные попытки постичь их делали многие. По мысли классика марксизма, никакая любовная страсть не ввергла в глупость столько голов, сколько стремление проникнуть в сущность денег.
Наблюдательные французы, которые, по общему мнению, неплохо разбираются как в одном, так и в другом, пришли к мнению, что любовь и деньги все-таки лежат в разных карманах. Если, разумеется, любовь не выступает в качестве товара. А в том, что деньги - товар, который выделяется из остального товарного мира и выполняет функции мерила стоимости, средства платежа и обращения, сегодня уже почти никто не сомневается. Раз средство обращения - значит, вокруг него все и вертится.
Итак, попробуем пошарить в одном из карманов - денежном.
ОБОНЯНИЕ И ОБАЯНИЕ
Английский писатель Моэм называл деньги "шестым чувством", потеснив с этой позиции интуицию. Видимо, в том смысле, что деньги обостряют присущие человеку пять природных чувств и придают деньгам неповторимое обаяние.
Непонятно, правда, как быть с обонянием. С одной стороны, у многих людей явно присутствует вкус к деньгам и проявляется нюх на них же, но с другой - говорят, что "деньги не пахнут". Высказывание это приписывают римскому императору Веспасиану, который первым из правителей додумался обложить налогом... физиологические отправления как патрициев, так и плебеев, ибо это единственное, в чем они были равны. Сын императора Тит упрекнул отца за то, что он ввел налог на уборные. В ответ ему дали понюхать монеты, поступившие в казну по этой статье. Выяснилось, что они действительно не пахнут.
А теперь вспомним, с чего начинался современный российский капитализм для многих преуспевающих ныне бизнесменов. Правильно, с платных туалетов. Все по заветам древних.
ЧТО МЫ ИМЕЕМ С ГУСЯ?
Выдающийся финансист XVII века Жан Батист Кольбер, умевший делать деньги из ничего, считал, что "искусство налогообложения заключается в том, чтобы общипать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев при минимальном шипении".
У нас недавно начали общипывать одного гуся, но шипения получили больше, чем перьев, хотя пух и перья все-таки летели. Хотелось бы, чтобы летели не в разные стороны, а в казну.
"СВОБОДНЫЕ ДЕНЬГИ"
Утверждение, что деньги многих пленяют, - банальная истина. Но они же могут вызволять из плена.
Среди многочисленных и весьма экзотических налогов, которыми обкладывались российские подданные (например, в свое время существовал даже "налог на дым"), был и такой - так называемые "полоняничные деньги". В допетровскую эпоху на Руси практиковался окладной налог, предназначавшийся на выкуп пленных. Сначала он носил временный характер, но затем, как водится, превратился в регулярную подать, которая раскладывалась на дворы. Тем самым еще раз подтвердилось правило, что нет ничего более постоянного, чем временное. Сбор этой подати достигал 150 тысяч рублей - по тем временам сумма немалая.
Сколько миллионов "свободных денег" ушло на выкуп пленных и заложников в наши дни в Чечне, статистика умалчивает. Тем не менее "полоняничная подать" поныне существует, хотя и в превращенной форме.