При очевидном сходстве названий они и по содержанию своему нередко однотипны. Строятся по нехитрой, ставшей от частого употребления шаблоном схеме. Некто "X" убивает некоего "Y" по заданию неизвестного нам "Z"...
На минувшей неделе канал НТВ несколько дней подряд активно рекламировал предстоящий выпуск передачи "Совершенно секретно. Информация к размышлению". Нам было обещано: "Журналисты программы готовы назвать имя настоящего убийцы Владислава Листьева". Учитывая шесть с половиной лет безрезультатных поисков, такое заявление интриговало. Тем более что в начале передачи ведущий Андрей Калитин просил зрителей непременно досмотреть ее до конца, скромно обещая, что увиденное "всколыхнет всю страну".
Программа начиналась довольно поздно вечером, не раз, как заведено, прерывалась обильной рекламой. А еще в этот день, в четверг, случилась трагедия с Ту-154 над Черным морем, посему в передачу вклинивались экстренные выпуски новостей. Последнее обстоятельство помогло точнее понять изъяны не только этого, но и всех прочих телерасследований. Дело даже не в том, что авторы попросту обманули нас, повторив в который раз рассуждения вокруг да около убийства и не назвав ни одного нового имени, кроме не раз уже слышанных. Передача, соседствующая с сообщениями о крушении самолета, вдруг обнаружила свою "сделанность" и поверхностность... За катастрофой Ту-154 тоже, не исключено, стояло преступление: сразу же, по горячим следам, появилось несколько версий. Но, заметьте, ни один из телеканалов не соблазнился возможностью "всколыхнуть всю страну" скороспелыми, псевдосенсационными выводами. Каждому доводу находили контрдовод, каждой версии - ее возможное опровержение.
Тон подобному отношению к трагедии задали руководители страны - президент, министр обороны, секретарь Совета безопасности. А журналисты при том, что еще недавно они начали бы "накручивать" в эфире ужасов и "нашедших стопроцентное подтверждение" криминальных страшилок, проявили сдержанность и неторопливость. От этого, возможно, чуть снизился рейтинг, зато несравненно выросли достоверность и аналитичность сообщений. Теперь, полагаю, когда мы услышим с телеэкрана выводы относительно случившегося, ни у кого не возникнет подозрения, что это очередная телевизионная утка.
Новое отношение к расследованию криминальных тайн появилось на ТВ после 11 сентября. Тогда, как вы помните, первой реакцией домашнего экрана было оцепенение. Наши каналы без конца "крутили" кадры, показанные CNN, а в эмоциональных оценках (о попытках собственного осмысления не было и речи в два первых дня) шли следом за тем, что говорилось за океаном. Чуть позже на смену эмоциям пришел анализ. В его ходе была выработана позиция нашей страны, не дублирующая слепо позиции Запада.
В этих условиях трактовки случившегося в США в духе привычных телевизионных страшилок коробили. Как, скажем, выпуск программы С. Доренко ("Московия"), где тот с помощью спецэффектов показывал нам, как самолет таранит... здания столичной мэрии. Или снимал некоего юношу на берегу одной из московских речушек, выливающего из пластиковой бутылки ее содержимое в воду. Закадровый комментарий "пужал" нас: вот так, мол, террорист сможет отравить разом весь десятимиллионный город. Не знаю, на какого наивного зрителя были рассчитаны подобные эффекты...
В минувшее воскресенье вечером, когда по базам террористов в Афганистане был нанесен удар, наше ТВ не стало нас пугать и само не испугалось. В отличие от событий месячной давности оно встретило случившееся, так сказать, во всеоружии. Не только транслировало CNN и "ЕвроНьюс", где совсем недавно появилась русская версия, но и давало собственные материалы. Я переключал основные каналы начиная с восьми вечера и до глубокой ночи. Могу засвидетельствовать: при том, что, конечно, заявление президента Буша или вид ночного Кабула с разрывами ракет присутствовали везде, в остальном каждая команда тележурналистов нашла свой ключ к раскрытию событий.
Евгений Ревенко (РТР, "Вести недели") и Леонид Парфенов (НТВ, "Намедни") узнали новость, когда их программы уже были в эфире. Они сумели на ходу перестроиться и, продлив время передач, следили за происходящим. Илья Колосов (ТВЦ, "События. Время московское") провел с помощью главных аналитиков канала Алексея Пушкова и Леонида Млечина многочасовой марафон с участием зрителей, звонивших в прямой эфир со своими вопросами и суждениями. Ни одно, даже самое крайнее мнение не оставалось без спокойного и вдумчивого ответа.
Только одно огорчало в поздний воскресный вечер и начало ночи. Гранды нашей политической телеаналитики - Владимир Познер (ОРТ), Николай Сванидзе (РТР), Евгений Киселев (ТВ-6) - не сказали своего весомого слова по поводу случившегося. Жаль. Хотя, с другой стороны, их отсутствие можно толковать как начавшуюся смену журналистских поколений на ТВ. И можно надеяться, что эпоха страшилок вскоре станет историей.