КОМУ ТЫ, ВАСЬКА, НУЖЕН?

Так получилось, что почти всех "отказных" детишек в родильном доме N 1 Кемерова медперсонал величает Лизками да Васьками. Несмотря на такую, казалось бы, фамильярность, малышей этих любят. Прикипают душой к ним за тот месяц, что они здесь лежат - до определения дальнейшей судьбы.

А кто-то лежит и дольше - "дохаживает беременность". Как вот этот Василий, которого мамаша не доносила, родила да оставила на прокорм государству, сказав домашним, что ребенок умер. "Мамочка" - не то чтобы вовсе "несознательный элемент". Ей за тридцать, имеет уже одного взрослого ребенка, работает в одном из детских домов.
"Кошмар", - скажете вы. У подобных "мамочек" другие эмоции и аргументы: тяжелое материальное положение. Не прокормить, дескать, еще один рот. "А почему аборт не сделала?" - парируете вы. "А на какие средства?" - услышите в ответ...
За первый квартал этого года в кемеровском роддоме N 1 было 20 случаев отказов от ребенка. Для сравнения: за весь 1997 год - 25, в 98-м году - 28, столько же и в 1999-м. А вот число усыновленных ребятишек и тех, которых отправили в "дома ребенка", примерно равное, что в принципе не так и плохо. В роддоме даже ведут "особый учет". Правда, похож он больше на дружбу домами: приемные родители приходят к врачам в гости вместе с подрастающими малышами и дарят на память фото. Бывает, и по второму ребенку усыновляют.
По наблюдениям здешних врачей, не усыновляют больных детей с тяжелыми врожденными патологиями, в том числе рожденных от наркоманок, алкоголичек и больных сифилисом. Не очень охотно берут ребят от "смешанных" связей, особенно рожденных от "лиц кавказской национальности".
В последнее время нередко стали отказываться от младенцев добропорядочные матери, уже имеющие по 2-3 ребенка. Причина одна - тяжелое материальное положение. А аборт? Чтобы его сделать по социальным показаниям, необходимо собрать кучу справок. Затем надо сдать массу анализов, нередко - за деньги. А время идет. Не уложился в срок и - донашивай чадо во чреве.
Главврач кемеровского роддома N 1 Виктор Шелепанов сетует на отсутствие четкой государственной политики по абортам. Сделать их бесплатными - выстроятся огромные очереди, и, чтобы уложиться в отведенные сроки, беременные побегут по "повитухам". В результате - рост материнской смертности. Получается, что малоимущей женщине проще выносить ребенка и отказаться от него в роддоме, чем сделать аборт.
Похоже, государство не знает или, по крайней мере, делает вид, что не знает, как строить политику планирования семьи. А одними декларациями ситуацию не исправить. Вот и в кемеровских "домах малютки" мест нет. "Отказники" ждут решения своей судьбы, попискивая в казенных кроватках роддомов...