- За годы актерской жизни вы сыграли множество ролей. Бывали такие, где женщина Светлана Немоляева не соглашалась с актрисой Светланой Немоляевой?
- Конечно, бывали. Мы с Сашей (Александр Лазарев, актер, муж актрисы. - Е.К.) пришли в театр в конце 1959 года. Наш коллектив в то время был пропагандистом современной советской драматургии. И наряду с пьесами хороших авторов приходилось играть то, что было не так интересно. Отказываться актеру от роли не принято. Хозяин - режиссер. Впрочем, однажды, несмотря на настойчивость режиссера Андрея Александровича Гончарова, мы с Сашей все же отказались от участия в спектакле "Старомодная комедия". Нам было чуть за 30. Стариков играть не хотелось. Но, в общем, я возрастных ролей не боялась. Например, в 26 лет в "Кавказском меловом круге" сыграла древнюю старуху. Это была характерная роль-эпизод. Смешное дурачество. Будет ли роль положительной или отрицательной, значения не имело. Очень хотелось играть. Лишь бы роль была интересной.
Вообще мне везло. Я играла гениальную драматургию: Пушкин, Александр Островский, Лев Толстой, Булгаков, Шекспир, Моэм, Уильямс. Меняется мода, умирают одни пьесы, появляются другие. А классика не стареет.
Вот Офелия, моя первая роль, в которой вышла на сцену Театра имени Маяковского в 1959 году, - невинная, кроткая, юная, доверчивая. Девочка! Тянется к Гамлету, верит его пылким уверениям и одновременно в смятении от его чувств, страшится этой сердечной дружбы, спрашивает совета отца. И прислушивается к его словам. Разве не так поступила бы на месте Офелии ее современная ровесница, которая дорожит мнением своих родителей? Эпохи разные, но проблемы те же самые...
- И в театре, и в кино вы "пропустили" через себя немало вымышленных актерских судеб. Здесь и провинциальные служительницы сцены, и блистательные звезды. Ради театра и Александра Николаевна Негина ("Таланты и поклонники"), и леди Китти ("Круг"), и Сара Бернар ("Смех лангусты") готовы на любые жертвы. Чему вы отдаете предпочтение - семье или карьере?
- Никогда не задавалась таким вопросом. Но если бы пришлось делать выбор, то, вне всяких сомнений, ради мужа, сына и внучки я оставила бы театр. Разве может работа быть выше семьи? Однако у опыта нет общей школы, своих учеников он учит порознь. Ведь обстоятельства всегда разные: кому-то судьба улыбнется больше, кому-то - меньше. Если домашние причиняют боль - ужасный муж, непутевые дети, - то актриса, естественно, ищет успокоения в театре. Отними у нее сцену - ее страдания увеличатся. Или наоборот: потрясающий муж, чудные дети, уютный дом, а в театре она никому не нужна. Всю жизнь одна и та же роль: "Кушать подано!" Еще вариант: принести себя в жертву семье, а ночами рыдать в подушку: "Ах, почему я не актриса?!"
- У вас благополучная семья. Напротив, большинство ваших кино- и театральных героинь - со сломанной личной жизнью...
- Согласитесь, одно с другим абсолютно не связано! Театр есть театр. Жизнь есть жизнь. Быть может, от того, что я очень возбудима на сцене, быстро могу включиться и в комедийную, и в трагедийную ситуацию, мне доставались характеры, в которых соединялось грустное и смешное.
Не случайно в основе великой драматургии всегда мощное событие, катарсис. Иначе зачем было бы писать пьесу? Даже советская драматургия худо-бедно строилась на остром конфликте. Я уже не говорю о главном спектакле моей жизни - о "Трамвае "Желание". Вот она, трагедия человеческой судьбы - хрупкой, беззащитной Бланш Дюбуа, которая само воплощение ранимой женственности. Эта роль - жемчужина мировой драматургии. А из женских - общепризнанный факт - самая трудная. Как Гамлет - из мужских. Пожалуй, после Бланш Дюбуа ни одна роль не покажется мне сложной.
- Театр - это игра. Тем не менее та или иная роль, наверное, напитана какими-то личными переживаниями? Как вам удалось сыграть женщин "из толпы", живущих в ритмах, интерьерах, привычках, далеких от ваших? И сыграны они не менее достоверно, чем дамы из высшего света. Причем все до одной, вне зависимости от достатка, социального положения, ваши героини женственны, пленительны...
- Возможно, потому, что я никогда не стараюсь очернить своих героинь. Пытаюсь почувствовать их внутренний мир. Сопереживаю им. Очень люблю Олю Рыжову из кинофильма "Служебный роман" - милое, трогательное, обаятельное существо... Рада, что в свое время посчастливилось получить роль Елизаветы I. Какая это была гениальная женщина! Так обожавшая свою страну, что пожертвовала ради нее личной жизнью. Она, такая великая и могущественная правительница, не могла выйти замуж, потому что этот брак противоречил бы интересам Англии...
- Как вы обычно проводите день перед спектаклем?
- Перед такими сложными спектаклями, какими были "Трамвай "Желание", "Человек из Ламанчи" и "Королевские игры" в Ленкоме, где играет сын, - в строгом режиме. Муж, сын и я оберегаем друга друга от всего, что может вывести из равновесия. В этот день стараемся ни с кем не общаться, отключиться от экрана, уединиться, обязательно отдохнуть. Необходимо внутренне сосредоточиться... И вообще, немыслимо выйти на сцену от плиты - навертеть котлет, вымыть руки и побежать в театр...
- Ходите на спектакли в "чужие" театры?
- Сейчас реже. Хочется побыть дома, никуда не вылезать. Но наиболее заметные премьеры в Москве мы с Сашей стараемся не пропускать.
- Какая атмосфера была в вашем родительском доме?
- Одухотворенная. Родители у меня были чудесные! Мама - Валентина Львовна - звукооператор на "Мосфильме". Папа - Владимир Викторович - кинорежиссер. Мы с братом обожали его картины "По следам героя", "Доктор Айболит", "Старый друг", "Морской охотник", "Счастливый рейс". Смотрели их по многу раз. Совсем маленькими снимались в массовых сценах. С кино было связано все детство. Оно и определило и мою судьбу, и судьбу брата - кинооператора Николая Немоляева, снявшего "Случай с Полыниным", "Стариков-разбойников", "Обыкновенное чудо", "Покровские ворота", "Цареубийцу", "Барышню-крестьянку", "На бойком месте" и много других фильмов.
Не сказала бы, что родители воспитывали нас так целенаправленно, как это принято сейчас. Но они относились к нам очень нежно, очень любили нас. И безгранично доверяли. Мы с братом, как и наши сверстники, были дворовыми детьми. Бутерброд в зубы - и во двор. Гуляли подолгу. Тогда, после войны, было не страшно выпускать ребенка на улицу.
- Какие семейные традиции сохраняете?
- Наверное, они мало чем отличаются от тех, что существуют в каждом доме. Празднуются дни рождения. В Новый год - всегда живая елка. Она была у нас даже в самые тяжелые времена. Книжки. Папа покупал их постоянно. А также всячески поощрял мои занятия рисованием. Тот же интерес с радостью поддерживала в своем сыне. А теперь - во внучке.
- С чем связана ваша привязанность к подмосковному Абрамцеву?
- С историей моей семьи. Давным-давно там познакомились мои мама и папа. После этой встречи они поженились. Когда родилась я, а потом и мой брат, родители снимали в Абрамцеве дачу. Туда же вернулись после войны. А потом и мы сами заимели там летний домик.
- Трудно представить вас неспешно прогуливающейся по Москве. Тем не менее это иногда случается?
- Люблю прогулки по старым улочкам, бульварам. В последнее время они доставляют особое удовольствие: то там, то тут вдруг вырастает новый храм, или отреставрированный особняк, или палисадничек за оградой.
- Ваша леди Китти признается: "Я бы, например, дня не могла прожить без помады". Какие средства красоты достойны вашего внимания?
- В повседневной жизни я вообще могу не смотреть на себя в зеркало. Устала от грима. Остыла к новым украшениям. Напротив, на сцене мне далеко не безразлично, как я выгляжу. И в костюме, и в гриме становится важной каждая "мелочь".
- Сравнительно недавно, Светлана Владимировна, вы сыграли вместе с сыном в кинофильме "Провинциальный бенефис" у питерского режиссера Александра Белинского. Несколько раз в ваших спектаклях - "Виктория"?.." и "Кошка на раскаленной крыше", которые уже не идут, выходила на сцену внучка. Есть ли идея собраться на сцене вчетвером?
- Пока нет. Но Александр-отец и Александр-сын хотели бы сыграть спектакль на двоих. Кажется, такой проект вырисовывается.