Открылась выставка в честь поэта, «с которым нам плачется»
В Государственном литературном музее имени В. И. Даля, в его филиале «Доходный дом Любошинских — Вернадских» открылась выставка «Есенин. «Живите так, как вас ведет звезда...». Не только название — вся дизайнерски оформленная экспозиция, в которую включен и сертификат о присвоении имени Yesenin малой планете номер 2576, своим завораживающим млечным отблеском на черном космическом фоне подчеркивает звездный статус ее центрального персонажа, чье 125-летие со дня рождения мы отмечаем нынешней осенью.
Сергей Александрович в этом ряду светил, конечно, не единственный — в поясе астероидов Солнечной системы существуют планеты Ахматовой, Гумилева, Пастернака, Цветаевой, Бальмонта, Блока, Маяковского. Но у Есенина особые мотивы взлететь на столь высокую орбиту. Космогоническая тема крайне важна для лирики и эпики этого неразгаданного, матричного для русского мировосприятия поэта. Многие его образы — от «плачущих на бору глухарей» до брака, свершаемого одновременно на небесах и в душистом стогу, — наполнены фольклорной, архаической космогонией, уходящей в глубины народных верований, сказов, песен. Говорят, этот изначальный природный дух был воспринят поэтом через переосмысленную в его творчестве старообрядческую традицию. Хотя, конечно, имажинист и светский щеголь, а иногда и откровенно безбожник Есенин старой веры не исповедовал.
— Сформировать есенинскую экспозицию было непросто — слишком много написано, снято, сыграно и все-таки недосказано, — рассказала куратор выставки, научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля Лариса АЛЕКСЕЕВА. — Биография поэта известна в мельчайших подробностях, а мифология, окружающая Сергея Александровича, даже чересчур многообразна, Наша же выставка — пространство, сотканное из цитат, где за каркас взят образ Есенина-звезды. Страшно интересно проследить этот путь: как из крестьянского мальчишки является большой поэт, как он вливается в млечный путь литературы и становится небесным барабанщиком, пророком, как формируются его отношения с антиматерией — Черным Человеком...
Будто в подтверждение среди цитат на стенах горит путеводная строчка: «Эй, россияне, ловцы Вселенной!»...
В экспозиции представлены рукописные автографы Есенина, записные книжки, печатные издания с первыми публикациями его стихов. Портреты, личные вещи — перчатки, трость. Ну и самое, может быть, драгоценное — записи голоса поэта.
Выставка разбита на подразделы-сцены. Сцена первая — «Мир таинственный, мир мой древний». Это колыбель, она же ковчег — в сопоставлении со срезом природного мира, в котором дождь заливает покосившиеся избы и пожелтевшие леса, но где живет гармония.
Сцена вторая — «Млечный путь. Преображение городом». Раздел посвящен вхождению поэта в литературу, совпавшему с разрывом прежнего, патриархального мира. Характерно, что в ранние годы Есенин публиковался в журнале «Млечный путь», название которого его издатель и редактор Алексей Чернышев связывал с непостижимой природой творческих поисков.
Третья сцена — «Небесный барабанщик» — революция, космическое явление огромной силы: и разрушительной, и созидательной, непонятно, чья возьмет.
Сцена четвертая — «Кольцо Венеры». Она касается сложного и до сих пор горячо обсуждаемого вопроса отношений Есенина с женщинами — Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Галиной Бениславской, Августой Миклашевской, Надеждой Вольпин, Софьей Андреевной Толстой.
Ну и, разумеется, эпилог выставки — материалы, рассказывающие о посмертной судьбе наследия Есенина.
Юбилейная выставка в ГМИРЛИ — лишь пролог торжеств, запланированных на октябрь в Москве, Рязани, Константинове и других городах и весях. 3 октября, в день рождения поэта, в его родном селе Константиново, в Музее-заповеднике Есенина откроется вторая часть проекта — «Я посетил родимые места...»
О значении есенинской даты и разноречии в оценке «крестьянского поэта» горячо высказался присутствовавший на открытии выставки глава «Роспечати» Михаил Сеславинский:
— В русской литературе не так много имен, объединяющих всех независимо от возраста, образования, среды, а имя Есенина именно таково. Сегодня стало принято отзываться о Есенине с некоторым снобизмом, видеть его фигурой периферии. Но если задуматься, он же связывает поколения! В школе я учил «Утром в ржаном закуте, / Где златятся рогожи в ряд, / Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят:» А потом это учила моя старшая дочь, затем младшая, и все мы плакали над погибшими щенками: Много ли таких стихотворений? Много ли поэтов, с которыми нам плачется? Помню, как на последнем курсе Нижегородского университета я достал маленький четырехтомник 1966 года, читал взахлеб целую ночь до утра — и до сих пор это одна из самых счастливых ночей за всю мою жизнь...
Думаю, таких, кто плакал над Есениным, за этот век наберется целый народ.