На этой неделе СМИ вспоминают, как 10 лет назад экипаж Ту-154 чудом сумел посадить лайнер с пассажирами в давно закрытом аэропорту Ижмы. Пилоты с телеэкранов снова рассказывают, как самолет доедал остатки керосина из расходного бака, которого хватает только на полчаса...
Возвращаясь к событиям 10-летней давности, отдадим должное хладнокровию пилотов, которые после отказа электроники вели самолет по «линейным ориентирам» — дорогам, рекам. И если бы не увиденная случайно заброшенная полоса: Пилот Андрей Ламанов после того счастливого приземления откровенно сказал журналистам: «Судьба, или удача, или Бог нам преподнес сюрприз в виде бетонной полосы». А командир Евгений Новоселов добавил: «Если нас наградят, то не за наш поступок».
Через два месяца, не дожидаясь положенного в таких случаях официального расследования летного происшествия, тогдашний президент Дмитрий Медведев вручал авиаторам государственные награды. Хотя было известно, что в Рос-авиации оценка нашумевшего события была куда критичнее. А в нашем разговоре летчик-испытатель, начальник центра ГосНИИ ГА, Герой России Рубен Есаян (кстати, непосредственно участвовавший в перегоне той самой «тушки» с двумя замененными двигателями и шасси из заброшенного аэропорта Ижмы в Самару), говоря о действиях экипажа 10 сентября 2010 года, не слишком дипломатничал: бортинженер проспал сигнализацию нарушения работы аккумуляторов, которую обязан отслеживать каждые 25 минут. А обнаружив ее, действовал хаотично, наделав массу ошибок, приведших к отключению систем навигации и управления лайнером...
С Есаяном согласны и другие специалисты. Они скрупулезно провели разбор полета, указав на ошибки, предшествовавшие подвигу при посадке. А вот к кому нет никаких претензий, так это к «хозяину» полосы Сергею Сотникову, который 12 лет до того случая ухаживал за ней, будто предчувствуя, что однажды сюда ему на голову свалится терпящий бедствие лайнер с пассажирами. В одном из интервью Сергей Михайлович скромно делился с журналистами:
— Я просто по «взлетке» ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолет ветер поднимает — все летит в глаза. Непорядок. Или бревно упадет, будет валяться: Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно.
Об истории с посадкой Ту-154 в Ижме тогда узнали во всем мире. И если экипаж наградили без промедления, то про Сотникова вспомнили не сразу. Лишь через пару лет ему вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Поднялась волна обращений за присвоение труженику звания Героя, да быстро схлынула. Еще читатели «Труда» признали его Человеком года. Он получил прибавку к пенсии в размере 3117 рублей, грамоту заслуженного работника транспорта от министра, побывал и в эфире центральных телеканалов. А российские блогеры собрали ему деньги на снегоход Yamaha.
Но все это суета сует. А дело его жизни, увы, не сдвинулось с мертвой точки. Не однажды поднимался вопрос о восстановлении аэропорта для местных авиаперевозок самолетами Л-410. По словам Сотникова, солидные люди обещали вернуть полеты малой авиации в Ижму, особенно после его обращения на «Прямой линии» к президенту Путину. Увы, обещания ушли в песок, который поднимается над теперь уже точно бесхозным таежным аэродромом. Сергей Михайлович год назад ушел на пенсию и покинул ставшее родным аэропортовское хозяйство «Вертолетная площадка Ижма».