И действительно ярмарка!

От пермского мифа до петербургского текста –диапазон традиционной встречи читателей, писателей и издателей

Подвела итоги 33-я Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ), впервые за много лет проходившая не на ВДНХ, а в Манеже. Если оставить за скобками чисто внешнее (андроидов за прилавками, посетителей в масках и волонтеров в противочумных костюмах, опрыскивающих стулья и регулярно сгоняющих с этой целью публику), выставку можно считать удачным и ярким событием.

Программа оказалась не только разнообразной (это можно сказать с той или иной степенью натяжки почти о любом салоне), но и прицельной, ориентированной на современного читателя, его вкусы, запросы и «боль».

При заметном сокращении детского и кулинарного направлений акцент переместился в сторону деловых мероприятий. Это и форум «КНИГАБАЙТ. Будущее книги», наметивший пути выхода индустрии из ковид-коллапса, и впервые представленный молодежный проект THE FUTURE HUB — коммуникационная площадка, на которой представители творческих профессий находили точки соприкосновения.

Также прошел ряд презентаций, посвященных набирающим обороты платформам самиздата — ресурсам, на которых можно самостоятельно опубликовать рукопись и, если повезет, проснуться знаменитым. Ряд мастер-классов адресовался тем, кто мечтает о собственном онлайн-проекте — «прокачать навыки» им помогали успешные блогеры и преподаватели зарекомендовавших себя школ креативного письма (хотя сами они чаще употребляли модный термин «сторителлинг»).

Не умолчали и об остроактуальных, регулярно будоражащих сеть и телеэкраны вопросах — путях русского феминизма, психологическом насилии в семье и обществе, изменениях традиционной гендерной роли мужчин. Поговорили и об экологии. Эко-блогер, организатор движения Zero Waste Club в Санкт-Петербурге Евгения Чичкова рассказала об осознанном потреблении, поделилась секретами экономии и даже поведала о том, как с помощью соды, соли, лимона и уксуса навести порядок в доме.

Но главным событием стали встречи с известными людьми — писателями, телеведущими, артистами, иллюстраторами. Если говорить о «топах», ярмарку открыли две ярких презентации — тележурналист Владимир Познер рассказал о книге «Одноэтажная Америка», а певица Любовь Казарновская представила новинку «Страсти по опере», в которой личные воспоминания искусно переплетены с углубленным экскурсом в мир постановок Большого и Ла Скала.

В день открытия с журналистами, а затем и с читателями пообщался прозаик, автор набирающего масштаб уральского мифа и давно полюбившихся романов «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» Алексей Иванов. На этот раз он, правда, «всего лишь» презентовал книгу публицистики «Быть Ивановым. Пятнадцать лет диалога с читателями», вышедшую в издательстве «Альпина нон-фикшн». Пафос немедленно вызвал поток кулуарной иронии, собратья-журналисты шутили, что это как если бы Лев Толстой издал беседы с ходоками в Ясную Поляну...

На презентации книги Ариадны Рокоссовской «Утро после Победы»

Оживленный интерес публики вызвали выступления Захара Прилепина, Евгений Водолазкина, Людмилы Петрушевской, Павла Басинского, Дмитрия Воденникова, Марины Степновой, Данилы Корецого, Татьяны Устиновой, онлайн-эфиры с Фредериком Бегбедером и Янушем Леоном Вишневским.

Автор «Лавра» и «Авиатора» рассказал о феномене петербургского текста и новом для себя опыте драматурга — в «АСТ» вышел сборник пьес Водолазкина «Сестра четырех». Кстати, первая из них, абсурдистская, повествует о пандемии короновируса и разношерстной четверке пациентов, запертой в больнице имени Альбера Камю (очевидный отсыл к «Чуме» французского классика).

— Драматургом себя не считаю, я и прозаиком-то еле стал, — начал со свойственной ему самоиронией Евгений Водолазкин. — Так что и мои пьесы не сценичные, а скорее литературные. Это пьесы для чтения, такими же, например, считаются «Борис Годунов» Пушкина и «Пигмалион» Бернарда Шоу. Там почти нет драматического действа, все держится на кружеве диалогичной речи. Между прозой и драматургией — если не пропасть, то внушительных размеров овраг. Редкая птица решится через него перелететь.

Настоящим сценическим действом стало выступление прозаика, поэта и драматурга Людмилы Петушевской. Она привезла с собой сборник пьес "«Брачная ночь, или 37 мая», небольшую выставку акварелей и, к удивлению непосвященных, концертную аппаратуру.

— Там комедии и трагедии, — пояснила она. — Часть их идет в Москве в шести театрах, это в мои 82 какой-то невероятный подарок судьбы. Сейчас мы пережили ужасные месяцы. Царствие небесное тем, кто погиб. Мы остались живы. У нас пир во время чумы в полном смысле слова. Так будем веселиться, пока мы молоды.

После этих слов Петрушевская дала сорокаминутный концерт, исполнив свои самые известные песенные композиции. Средства, вырученные от продажи акварелей, она перечислит в помощь детскому дому под Псковом, в котором живут сироты-инвалиды.

Другим заметным событием стало подведение итогов ежегодного литературного конкурса «Книга года». Главную премию получила фундаментальная книжная серия «Библиотека литературы Древней Руси» в 20-ти томах. В номинации «Проза года» победил роман Максима Замшева «Концертмейстер», а в номинации «Поэзия года» — «И звук и отзвук: из разных книг» Олега Чухонцева. Лучшей в категории «Детям XXI века» стала книга Александры Литвиной «Транссиб. Поезд отправляется», спецдипломом отмечены «Дети Победы. Роман в повестях» Альберта Лиханова. В номинации «Поколение Z» лучшей стала серия книг для подростков «Рассказы Волчка». В номинации Humanitas победила книга Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди».