От пермского мифа до петербургского текста –диапазон традиционной встречи читателей, писателей и издателей
Подвела итоги 33-я Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ), впервые за много лет проходившая не на ВДНХ, а в Манеже. Если оставить за скобками чисто внешнее (андроидов за прилавками, посетителей в масках и волонтеров в противочумных костюмах, опрыскивающих стулья и регулярно сгоняющих с этой целью публику), выставку можно считать удачным и ярким событием.
Программа оказалась не только разнообразной (это можно сказать с той или иной степенью натяжки почти о любом салоне), но и прицельной, ориентированной на современного читателя, его вкусы, запросы и «боль».
При заметном сокращении детского и кулинарного направлений акцент переместился в сторону деловых мероприятий. Это и форум «КНИГАБАЙТ. Будущее книги», наметивший пути выхода индустрии из ковид-коллапса, и впервые представленный молодежный проект THE FUTURE HUB — коммуникационная площадка, на которой представители творческих профессий находили точки соприкосновения.
Также прошел ряд презентаций, посвященных набирающим обороты платформам самиздата — ресурсам, на которых можно самостоятельно опубликовать рукопись и, если повезет, проснуться знаменитым. Ряд мастер-классов адресовался тем, кто мечтает о собственном онлайн-проекте — «прокачать навыки» им помогали успешные блогеры и преподаватели зарекомендовавших себя школ креативного письма (хотя сами они чаще употребляли модный термин «сторителлинг»).
Не умолчали и об остроактуальных, регулярно будоражащих сеть и телеэкраны вопросах — путях русского феминизма, психологическом насилии в семье и обществе, изменениях традиционной гендерной роли мужчин. Поговорили и об экологии. Эко-блогер, организатор движения Zero Waste Club в Санкт-Петербурге Евгения Чичкова рассказала об осознанном потреблении, поделилась секретами экономии и даже поведала о том, как с помощью соды, соли, лимона и уксуса навести порядок в доме.
Но главным событием стали встречи с известными людьми — писателями, телеведущими, артистами, иллюстраторами. Если говорить о «топах», ярмарку открыли две ярких презентации — тележурналист Владимир Познер рассказал о книге «Одноэтажная Америка», а певица Любовь Казарновская представила новинку «Страсти по опере», в которой личные воспоминания искусно переплетены с углубленным экскурсом в мир постановок Большого и Ла Скала.
В день открытия с журналистами, а затем и с читателями пообщался прозаик, автор набирающего масштаб уральского мифа и давно полюбившихся романов «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» Алексей Иванов. На этот раз он, правда, «всего лишь» презентовал книгу публицистики «Быть Ивановым. Пятнадцать лет диалога с читателями», вышедшую в издательстве «Альпина нон-фикшн». Пафос немедленно вызвал поток кулуарной иронии, собратья-журналисты шутили, что это как если бы Лев Толстой издал беседы с ходоками в Ясную Поляну...
Оживленный интерес публики вызвали выступления Захара Прилепина, Евгений Водолазкина, Людмилы Петрушевской, Павла Басинского, Дмитрия Воденникова, Марины Степновой, Данилы Корецого, Татьяны Устиновой, онлайн-эфиры с Фредериком Бегбедером и Янушем Леоном Вишневским.
Автор «Лавра» и «Авиатора» рассказал о феномене петербургского текста и новом для себя опыте драматурга — в «АСТ» вышел сборник пьес Водолазкина «Сестра четырех». Кстати, первая из них, абсурдистская, повествует о пандемии короновируса и разношерстной четверке пациентов, запертой в больнице имени Альбера Камю (очевидный отсыл к «Чуме» французского классика).
— Драматургом себя не считаю, я и прозаиком-то еле стал, — начал со свойственной ему самоиронией Евгений Водолазкин. — Так что и мои пьесы не сценичные, а скорее литературные. Это пьесы для чтения, такими же, например, считаются «Борис Годунов» Пушкина и «Пигмалион» Бернарда Шоу. Там почти нет драматического действа, все держится на кружеве диалогичной речи. Между прозой и драматургией — если не пропасть, то внушительных размеров овраг. Редкая птица решится через него перелететь.
Настоящим сценическим действом стало выступление прозаика, поэта и драматурга Людмилы Петушевской. Она привезла с собой сборник пьес "«Брачная ночь, или 37 мая», небольшую выставку акварелей и, к удивлению непосвященных, концертную аппаратуру.
— Там комедии и трагедии, — пояснила она. — Часть их идет в Москве в шести театрах, это в мои 82 какой-то невероятный подарок судьбы. Сейчас мы пережили ужасные месяцы. Царствие небесное тем, кто погиб. Мы остались живы. У нас пир во время чумы в полном смысле слова. Так будем веселиться, пока мы молоды.
После этих слов Петрушевская дала сорокаминутный концерт, исполнив свои самые известные песенные композиции. Средства, вырученные от продажи акварелей, она перечислит в помощь детскому дому под Псковом, в котором живут сироты-инвалиды.
Другим заметным событием стало подведение итогов ежегодного литературного конкурса «Книга года». Главную премию получила фундаментальная книжная серия «Библиотека литературы Древней Руси» в 20-ти томах. В номинации «Проза года» победил роман Максима Замшева «Концертмейстер», а в номинации «Поэзия года» — «И звук и отзвук: из разных книг» Олега Чухонцева. Лучшей в категории «Детям XXI века» стала книга Александры Литвиной «Транссиб. Поезд отправляется», спецдипломом отмечены «Дети Победы. Роман в повестях» Альберта Лиханова. В номинации «Поколение Z» лучшей стала серия книг для подростков «Рассказы Волчка». В номинации Humanitas победила книга Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди».