И вот нам вдруг напомнили, что через год в России думские выборы. Глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов предложил всем гражданам, которые из-за пандемии и кризиса были или будут уволены, выплачивать минимальное пособие по безработице в 36 тысяч рублей в месяц. Неужели?! Или этой морковкой власти намерены поводить перед носом электората?
Напомним, что в марте федеральные власти приравняли пособие по безработице к МРОТ, который составлял 12 130 рублей. Всем было понятно, что на такие деньги прожить невозможно, но тогда никто из сенаторов и депутатов не возражал. На днях эксперты Центра занятости напомнили, что пособие увеличили только на период острой фазы пандемии. Как только Минздрав объявит о победе над COVID-19, размер выплат придется возвращать к февральским показателям, то есть сокращать на треть.
А Росстат прогнозирует рост числа безработных к концу года до 5,5–6 млн, и дальнейшие перспективы на рынке труда не радуют. Если ситуация радикально не изменится, то нетрудно догадаться, как проголосует оставшийся без работы и без средств к существованию электорат...
Глава комитета СФ как раз и предложил радикальные меры. Не сокращать выплаты безработным, а, наоборот, увеличить пособия до трех «минималок». На это, как скрупулезно подсчитал сенатор, потребуется 2,183 млрд рублей. Их можно взять из Фонда национального благосостояния, где уже накоплено 13 трлн, лежащих мертвым грузом. Так почему бы не потратить часть их на обеспечение минимально гарантированного дохода граждан, попавших в сложную ситуацию? Тем более что расходы ФНБ окупятся, потому что повышение благосостояния подстегнет потребительский спрос и, соответственно, производство отечественных товаров...
Идея, безусловно, не новая. По современной Европе бродит если не призрак коммунизма, то призрак безусловного базового дохода. В Берне еще четыре года назад подготовили закон о выплатах всем совершеннолетним швейцарцам по 2,5 тысячи евро в месяц. Однако самим гражданам (оцените гражданскую ответственность!) такая сумма показалась чрезмерной, и на референдуме большинство проголосовало против манны небесной.
Спустя два года финны начали выплачивать по 560 евро в месяц части безработных. Это особо не повлияло на рынок труда, зато вырос индекс счастья бедных граждан, а потому эксперимент был признан удачным. Наконец, немцы месяц назад отобрали 120 участников эксперимента, которым будут выдавать по 1433 евро, что примерно соответствует минимальной оплате труда в Германии. Социологи опытным путем хотят выяснить, как повышение благосостояния сказывается на социальном самочувствии граждан.
Но мы, конечно, не немцы. Наши чиновники в массе своей убеждены, что деньги народ только портят, а власть обязана стоять на страже казны, не обижая лишь особо приближенных. Поэтому предложение радикально поднять пособие по безработице встретили в штыки многие депутаты, в том числе однопартийцы.
«Далеко не каждый в России получает такую зарплату, людям будет проще признать себя безработными, — цитирует пресса члена комитета Госдумы по труду Светлану Бессараб. — Помимо прочего, 2 трлн рублей — это колоссальные средства сегодня для российского бюджета».
В спор пришлось вмешиваться лидеру «Единой России» Дмитрию Медведеву, появляющемуся в общественном пространстве по большим праздникам. Он подтвердил, что идея минимального гарантированного дохода граждан действительно обсуждается на самом верху. И фактически поставил на вид всем критикам, подчеркнув важность политического момента: «Нам нужно, конечно, сообразовываться с той ситуацией, которая есть у нас сегодня, в 2020 году, и тем не менее смотреть в будущее — имею в виду подготовку к выборам 2021 года».
Замысловато? Попробуем перевести на русский язык. Глава «ЕР» не стал уточнять, как именно «сообразовываться с ситуацией» (читай: искать способы финансирования). Видимо, даже он понимает, что последнюю заначку в виде ФНБ на выплаты безработным тратить никто не позволит. А в среду, 9 сентября, министр финансов Антон Силуанов заявил, что дефицит федерального бюджета составит 4% ВВП, то есть казне не хватает денег на текущие нужды, не говоря о дополнительных тратах. Так что, скорее всего, той самой морковкой просто помашут перед носом электората. Глядишь, кто-то и поверит, и смягчатся суровые лица, и осветит их скупая улыбка... А тут и урны для голосования.
Хотя на самом деле в стране денег куры не клюют, только плывут они мимо казны. Назовем одну только цифру из отчета Центробанка: 28,9 млрд долларов составил отток частного капитала из России в первом полугодии 2020-го. Этой суммы хватило бы на достойные пособия по безработице, и еще осталось бы на индексацию пенсий. После протестов в Башкирии президент дал указание разобраться с хозяевами БСК, которые уводят деньги в офшоры, и вернуть активы в госсобственность. Но это единичный случай, хотя мог бы стать и типичным. По оценке доктора экономических наук, профессора МГИМО Валентина Катасонова, из России за 30 лет выведены активы на 3 трлн долларов. Поэтому, считает экономист, необходимо ввести ограничения и запреты на отток частного капитала и вернуть под российскую юрисдикцию тысячи российских предприятий, зарегистрированных в офшорах.
Сколько об этом речей мы слышали с самых высоких трибун. И тоже обычно перед очередными выборами. Но пока Россия остается единственной страной БРИКС, которая не имеет никаких ограничений на трансграничное движение капитала. Как вы думаете, почему?