Откуда берутся долги на вчера еще благополучных предприятиях
Праздник в честь 450-летия славного города Орла, о котором столько говорили коммунисты во главе с членом ЦК КПРФ, губернатором Орловской области Вадимом Потомским, закончился. Итоги не самые утешительные. Часть «юбилейных» объектов была сдана с недоделками, часть вообще не сдали. Первые лица государства и послы зарубежных государств приглашение приехать в Орел на юбилей проигнорировали, не прибыл даже представитель президента по ЦФО Александр Беглов. Более того, ни один из губернаторов-соседей Орловщину не посетил, в чем многие сведущие люди видят нехороший знак для главы региона. Они-то умеют читать между строк и понимают, что обычно такой вакуум создается перед тем, как будут приняты некоторые судьбоносные решения. А решения эти не всегда бывают со знаком плюс.
Так или иначе, но праздник закончился, а проблемы, особенно остро проявившиеся в области в последние два с половиной года, остались. И одна из самых болезненных среди них — это бедственное положение орловской промышленности и связанные с этим гигантские долги по заработной плате. И возникают они в том числе и у предприятий, которые до прихода в регион Вадима Потомского в качестве губернатора довольно активно и прибыльно работали.
Людям нужны не памятники, а зарплата и работа Здесь самое время вспомнить 10 сентября 2014 года, когда орловская телекомпания «Истоки» выпустила в эфир сюжет о посещении Вадимом Потомским (еще только исполнявшим обязанности губернатора Орловской области) завода «Дормаш». Некий слесарь с довольным видом рассказывал о том, что жизнь на предприятии налаживается, жить становится веселей. Ему вторил закадровый текст: «С каждым годом объем работы растет, перспективы на будущие заказы тоже радужные. На сегодняшний день завод входит в тройку лидеров-производителей дорожно-строительной техники в России».
Сам Вадим Потомский в свою очередь похвалил завод: «Продукция данного предприятия, «Дормаша», — лучшая в Российской Федерации. Я эту технику эксплуатировал и знаю, что ее надежность ничуть не уступает европейским аналогам». И в продолжение темы заявил: «Уровень специалистов, которые работают на заводе «Дормаш», высоченный, и разбазаривать таких людей — просто непозволительная роскошь. Как Ленин в свое время говорил, преступная халатность. Это профессионалы высокого класса... Воропаев (собственник «Дормаша». — «Труд») купил на это предприятие все самые современные станки для сборки этой техники... В 2014 году я это предприятие посещал, там мощнейший коллектив в 700 человек. Там все крутилось, вертелось, все самое современное на загляденье. XXI век!»
Через четыре дня после посещения «Дормаша» Вадим Потомский был избран губернатором Орловской области. А потом менее чем за год это «предприятие XXI века с самыми современными станками, лучшей в стране продукцией, мощнейшим коллективом и обширным портфелем заказов» рухнуло. Полтора десятилетия, с момента приглашения Виктора Воропаева в качестве кризисного менеджера в 2000 году, оно исправно и прибыльно работало, а с приходом Вадима Потомского вошло в пике...
Сегодня долги по заработной плате работникам «Дормаша» достигли почти 60 млн рублей, а перспектив, несмотря на регулярные обещания губернатора, не видно. И рабочие, несколько месяцев не получающие денег, регулярно выходят на улицу. Там их пытаются успокоить местные чиновники, правда, без особого успеха. К середине августа обстановка настолько накалилась, что рабочие, собравшиеся на проходной, стали срываться на крик...
У самого же Вадима Потомского после первого посещения завода в 2014 году желание приехать туда еще раз как-то отпало. На собрании 12 августа один из рабочих высказался по этому поводу вполне определенно: «Каждый раз говорю, что мы никому не нужны. Не видно здесь губернатора. Ему нужны набережные, театры, памятники, а то, что завод закрывается, ему до фонаря!»
Губернатор на собрание рабочих не приехал, зато там появился депутат областного совета народных депутатов Виталий Рыбаков. Человек, который пользуется в Орловской области авторитетом, во многом основанным на его умении решать проблемы в трудовых коллективах и достигать положительных результатов. Рабочие слушали его очень внимательно, а единственным, кто пытался перевести разговор на другую тему, был срочно прибывший руководитель департамента промышленности из областной администрации Геннадий Парахин.
Рыбаков напомнил заводчанам о печальной судьбе некогда крупнейшего завода «Орлэкс», который Вадим Потомский обещал спасти точно так же, как обещает сделать это с «Дормашем»: «Приезжал Потомский перед выборами. Давал и слово офицера, и клялся, что восстановит «Орлэкс». Прошло два года. Где «Орлэкс»? Остатки продают за 50 миллионов... «Орлэкса» нет и не будет, будет торговый центр. Рабочих тоже нет. Забыли».
А потом депутат, который в молодости сам работал на «Орлэксе» (в те времена он еще назывался Орловском заводом приборов), расставил точки над «i». Объяснил, как чиновники из областной администрации регулярно приходят с новыми обещаниями, чтобы выпустить пар, снять социальное напряжение. Рассказал Рыбаков, какими методами и в каких целях затягивается процесс получения денег. А потом предложил рабочим организовать общее собрание без присутствия официальных лиц и выработать стратегию общения с местной исполнительной властью. А разговаривать предложил не с клерками, а с самим губернатором.
«Мы соберемся отдельно вашим коллективом и организуем координацию ваших действий для того, чтобы вам выбить зарплату, — заявил Рыбаков. — Вам зарплату должен выбить «настоящий офицер» губернатор Потомский, который вам ее обещал. Тот самый, кто обещал ее рабочим завода «Орлэкс», но ничего не выполнил...»
Казалось бы, депутат говорил простые и понятные вещи, а предложение его уж точно не повод для паники в рядах областной администрации. Все-таки общение первых лиц области с рабочими не должно быть такой редкостью, чтобы восприниматься как нечто чрезвычайное. Но паника началась, и весьма серьезная. Правда, нет худа без добра. Ровно через 10 дней на совещании в областной администрации так старательно пытавшийся отвлечь рабочих от выступления депутата Рыбакова Геннадий Парахин сообщил, что завод «Дормаш» снова приступил к выпуску техники, счета предприятия разблокированы, собирают два погрузчика и пять грейдеров, а также начинается выплата части зарплаты. Все тот же господин Парахин объявил и о далекоидущих планах: «Было принято решение, что правительство Орловской области для нужд ГУП «Дорожная служба» закупит 14 грейдеров. Средства, полученные от данного заказа, будут направлены на погашение заработной платы работников предприятия...»
Увы, никаких грейдеров и погрузчиков правительство области у «лучшего предприятия» не купило. Зато приобрело два погрузчика финского производства у некой фирмы из Санкт-Петербурга. При этом стоимость этих двух машин сопоставима со стоимостью пяти погрузчиков, произведенных на «Дормаше». А еще Вадим Потомский обещал отправить продукцию «Дормаша» в Белоруссию, Ингушетию, Дагестан, Кабардино-Балкарию и даже Иран. Не сложилось...
О роли депутата областного совета Виталия Рыбакова в активизации процесса расчета с рабочими, начавшегося вместо «выпуска пара», и о том, что долг по зарплате еще составляет более 58 млн рублей, он почему-то умолчал...
Год назад наша газета дважды обращалась к событиям на другом орловском предприятии — МУП «Спецавтобаза». Поскольку занимается оно в основном очисткой города от мусора, без внимания Вадима Потомского, в свое время сделавшего бизнес на мусоре во Всеволожском районе Ленинградской области и на основании этого считающего себя большим специалистом в «мусорной сфере», остаться предприятие просто не могло. Вадим Владимирович говорил о своем интересе так: «С самого начала моего появления здесь одна из моих поездок была на «Спецавтобазу». Я хотел посмотреть, кто тут, собственно, пылит... Я тогда сказал: готовьтесь, будем укрупнять! У нас есть ГУП «Дорожная служба»...»
А дальше начались чудеса. На «Дорожную службу», занимавшуюся только ремонтом и эксплуатацией областных дорог, был срочно возложен и вывоз мусора в региональной столице. А на «Спецавтобазе» тем времени появились новенькие мусоровозы с номерами Ленинградской области, к которым, однако, сотрудников муниципального предприятия не допускали. Стояли они там совершенно бесплатно, пока делом не заинтересовалась прокуратура, выяснившая, что принадлежат они некой фирме «ЭкоТек». И расследование тут же прекратилось, поскольку эту фирму прочно ассоциировали с именем губернатора. Сам же он в прямом эфире местного ТВ, отвечая на прямой вопрос, не его ли это фирма, как-то заерзал: «Это, которое приписывают мне и считают, что я с этим предприятием зашел, но... По моим рекомендациям сюда пришли. Я не буду... В учредителях меня нет, в директорах предприятия меня нет».
Если перевести эту сбивчивую речь на русский язык, то получится что-то вроде «я не я, и фирма не моя»... Все бы, наверное, спокойно проглотили и это заявление господина Потомского — вместе с мусоровозами и фирмой «ЭкоТек». Но в дело неожиданно вмешался депутат областного совета Виталий Рыбаков, пришедший к рабочим, которые устроили пикет у ворот «Спецавтобазы». Когда речь зашла об ООО «ЭкоТек», которое с удивительной легкостью стало получать подряды, прежде выполнявшиеся «Спецавтобазой», Рыбаков «выдал военную тайну» — рассказал, почему вдруг предприятия и организации стали расторгать договоры со «Спецавтобазой» и уходить к частной фирме: «Ко мне попал в руки любопытный документ — я его переслал в прокуратуру Орловской области. Начальник департамента промышленности Анатолий Новиков разослал 200 писем руководителям предприятий, где на все лады восхваляет «ЭкоТек». Вопрос на засыпку: кому принадлежит эта фирма? Губернатору Потомскому? Нет, губернатор у нас честный человек. Это фирма зятя Потомского...» Согласитесь, красноречивый эпизод из жизни губернатора и вверенной его заботам области.
Сегодня Виталий Рыбаков в разговоре с рабочими «Дормаша» так вспоминал свою встречу с коллективом «Спецавтобазы»: «Вы помните все «Спецавтобазу», которую хотели обанкротить. Я пришел туда, когда там уже назрел кризис, и поставил перед рабочими вопрос о том, чтобы они объединялись и шли в администрацию области, проводили публичные санкционированные митинги. И что вы думаете? Власть услышала, и сейчас «Спецавтобаза» получила дополнительное финансирование, она работает. Они испугались. А если вы рассосетесь, если вы прекратите свою инициативу, то вас просто спустят на тормозах...»
И действительно, год назад власть в лице губернатора Потомского рабочих услышала. Правда, отреагировала своеобразно. На оперативном совещании (выступление главы региона потом растиражировали местные телеканалы) он заявил о том, что решил привлечь для борьбы с рабочими ФСБ. Вот дословно его заявление: «Сейчас есть некоторые вопросы по «Спецавтобазе»... Но играть политической струной и кого-то выводить на пикеты — я это не позволю. Попрошу наших силовиков и еще ФСБ выяснить, кто людей учит этим заниматься... Кто-то из этого пытается разыграть карту».
Но силовики руководящие указания господина губернатора выполнять не поспешили, а рабочие все-таки вышли на улицу. Потомскому ничего не оставалось, как сдать назад. Через три дня после проведенного пикета глава региона, срочно вернувшись из отпуска, публично потребовал дать 18 млн рублей «Дорожной службе» на выплату задолженностей перед работниками «Спецавтобазы». А затем Вадиму Потомскому вообще пришлось отказаться от идеи подчинения муниципального предприятия областной «Дорожной службе» (к ней, кстати, за год были поданы два иска о признании банкротом), «Спецавтобаза» начала работать стабильно, а протестные акции сотрудников прекратились. И кто на самом деле сыграл в этом решающую роль, областные власти или депутат областного совета Виталий Рыбаков, вовремя пришедший на помощь рабочим, еще очень большой вопрос...
P.S. В конце прошлого года самое авторитетное в Орле информационное агентство «Орловские новости» провело опрос на тему «100 самых влиятельных людей в Орловской области». В первой десятке, как водится, разместились люди, которые являются первыми лицами по форме: губернатор, глава фракции КПРФ в Госдуме, депутаты Госдумы от Орловской области и руководители силовых структур. А Виталий Рыбаков, вроде бы простой депутат областного совета, оказался на 15-м месте, опередив и вице-губернаторов, и сенаторов, и главного федерального инспектора по Орловской области, и даже председателя областного суда. Очень интересно, насколько бы поднялся он в рейтинге, если бы опрос проходил сегодня?