Карантин уже ввели в Саратовской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Липецкой и других областях — всего определены около 100 очагов. А в это время фермеры до последнего скрывают зараженных хрюшек.
В подмосковном Луховицком районе все началось с фермера, отказавшегося уничтожить свое стадо. «Это же 600 голов! Я всю жизнь работаю... Кто я без них? Бомж?». Но через неделю треть поголовья пала в муках. Вакцины от этой заразы не существует, а вирус можно легко вынести из очага на машине или одежде.
По словам начальника Государственной ветеринарной инспекции г. Москвы Петра КУКЛЫ, все регионы принимают меры, чтобы не допустить распространение «африканки». «Мы уверены, что ситуация будет меняться, — считает он. — Но пока проблема существует, рекомендуем частным хозяйствам переходить на альтернативные виды животноводства — разводить кроликов, уток, коров...».
Для человека вирус африканской чумы свиней не так опасен, однако распространение болезни наносит экономический урон. Сейчас на рынках большинства регионов центральной и южной части страны свинина исчезла с прилавков. Купить свинину на Кубани, в Саратовской, Рязанской и других областях можно лишь с большим трудом. Местные власти стараются перестраховаться и оградить свои территории от «африканки». Легче перекрыть доступ свинины на рынки, чем рисковать. Ветлаборатории работают с повышенной нагрузкой.
Руководитель Ассоциации «Ветбезопасность» Лилия СУРГУЧЕВА рассказывает: «Были случаи, когда фермеры привозили домашнее сало в другой регион, и вскоре там начиналась вспышка АЧС. Достаточно инфицированного кусочка, который с отходами попал к свиньям, чтобы потом выкосило все поголовье».
Эксперты не советуют разводить свиней в ближайшем будущем там, где была зафиксирована вспышка АЧС. Фермерам лучше переориентировать хозяйства на другие виды животноводства. Единственным утешением для них может стать компенсации от государства за каждый килограмм «отчужденной свинины». Однако вряд ли 80-100 рублей за килограмм покроют издержки мелкого отечественного производителя.