После кончины президента Узбекистана Ислама Каримова в стране возник фактор неопределенности при переходе власти
8 сентября узбекский парламент назначил Шавката Мирзиёева врио президента страны до выборов, которые должны состояться в течение трех месяцев. Ислама Каримова западные политики считали диктатором, но при этом отдавали ему должное за последовательную борьбу с мусульманскими радикалами. Ведь рядом на костре войны давно греют руки талибы и ИГИЛ. От того, сумеет ли преемник справиться с местным экстремистским подпольем, зависит мир не только в Средней Азии.
Для России это более чем очевидно. Неслучайно Владимир Путин срочно внес изменения в рабочий график, прилетел в Самарканд и почтил память ушедшего лидера. Несмотря на разные периоды российско-узбекских отношений и подчеркнутую многовекторность внешней политики, Каримов четверть века оставался гарантом стратегического диалога с Москвой. На встрече с узбекским премьером Шавкатом Мирзиёевым наш президент подчеркнул, что Россия сделает все возможное, чтобы «поддержать путь нашего взаимного развития». На что получил заверения узбекской стороны, что наши отношения «были, есть и будут стратегическим партнерством и союзничеством».
Тем не менее, фактор неопределенности при переходе власти сохраняется. США, Китай, Евросоюз, мусульманский мир не остаются в стороне и пытаются дергать за свои нити влияния. Западные СМИ бесцеремонно пишут о смерти Каримова, руководствуясь привычным принципом «о покойнике либо плохо, либо ничего».
«Смерть Ислама Каримова, который правил Узбекистаном как диктатор с неограниченной властью, наступила с подобающей степенью загадочности», — иронизирует бывший советник главкома ВС США и НАТО в Афганистане Эндрю Пик в The Wall Street Journal. — Для американцев Каримов представлял собой дилемму. После 11 сентября он был союзником США в войне против террора и разрешил американцам пользоваться очень нужной узбекской авиабазой. Но затем поссорился с США, которые подвергли его санкциям, закрыл авиабазу и повернулся к России«. Аналитик полагает, что «если бы Каримов продержался немного дольше, то его могли вновь пригласить в Белый дом». Хотя совсем не факт, что даже в этом случае гипотетический визит за океан состоялся бы. В последние годы узбекский лидер по внешней политике жестко отстаивал курс на независимость и равноудаленность от центров силы.
«Пришел конец одному из самых жестоких диктаторов на свете, человеку, который когда-то велел сварить своего противника заживо» — это уже цитируем The Financial Times. — Кто бы ни стал новым лидером, он вряд ли будет менее авторитарным правителем". В итоге Запад окажется перед прежней дилеммой: что ставить выше — стратегические интересы или либеральные принципы и борьбу за права? "В щекотливой обстановке Центральной Азии геополитика, вероятно, одержит верх«,- логично подытоживает обозреватель газеты.
Французская Le Figaro в материале «Вашингтон и Москва озабочены: кто придет после Каримова?» высказывает версию: узбекские элиты сами будут решать вопрос о преемнике, хотя и под внешним давлением. Газета отмечает, что визиту Путина в Самарканд предшествовала встреча министра иностранных дел Узбекистана с Дэниелом Розенблюмом, отвечающим в Госдепартаменте США за Центральную Азию. Сегодня Вашингтон откровенно вмешивается в процессы смены высшего руководства даже в таких лояльных странах, как Бразилия, поэтому не приходится ожидать, что американцы оставят в покое долго раздражавший их Узбекистан. Напрямую навязать своего ставленника достаточно сложно, но осложнить процесс извне они при определенных обстоятельствах могут попытаться. В этот непростой период можно ждать сюрпризов от радикалов из «Исламского движения Узбекистана» или «Исламского государства», где как раз усилились позиции выходцев из Средней Азии.
Однако назначение врио президента Мирзиёева, с которым двумя днями раньше встречался российский президент, демонстрируют приоритеты политики наших соседей.
В любом случае Узбекистан — состоявшееся государство, он может решить проблемы смены власти, исходя из своих национальных интересов. А если понадобится помощь для защиты от внешней агрессии, то даже приостановленное членство страны в ОДКБ дает право задействовать механизмы коллективной обороны. Так что Узбекистан имеет все шансы вступить в новый этап развития, укрепив связи с традиционными партнерами и сделав экономической реальностью проект «Шелковый путь».