«Интимные места» покажут всем

В прокат выходит самый скандальный фильм года

Завтра на экраны страны тиражом 200 копий, что очень даже немало по нынешним временам, выходит фильм с интригующим названием «Интимные места». Тот самый, который вызвал бурю разнообразных эмоций на сочинском «Кинотавре», а затем на международном фестивале в Карловых Варах. Но там была публика взрослая, профессиональная, подготовленная. А как воспримут фильм, рассказывающий «про это», да еще без застенчивых умолчаний и эвфемизмов, простые посетители кинотеатров? Не будут ли они шокированы зрелищем про неудовлетворенные сексуальные желания и эротические фантазии героев? Обозреватели «Труда» за ответом на эти вопросы обратились к авторитетным деятелям искусства, уже успевшим посмотреть фильм.

Александр Митта, кинорежиссер, народный артист России:

-- Я увидел «Интимные места» на «Кинотавре», где возглавлял фестивальное жюри. Как ни странно, по поводу картины у нас не возникло никаких споров, хотя я их ожидал. И был, не скрою, готов аргументировать, а то и защищать свою позицию. Но эта внешне провокативная лента понравилась всем членам жюри. И не просто понравилась, а показалась уместной, разумной, важной. Вот почему мы присудили ей сразу два приза. Думаю, этот фильм может занять особое место в современном российском кино. Возможно, не такое важное, какое уготовано картинам, посвященным политическим конфликтам, социальным взаимоотношениям людей, но тем не менее…

Знаете, наша жизнь недокормлена радостью. И тут вдруг появляется яркая картина, которая показывает, что у всех нас есть огромный резерв радости в ощущении, восприятии этой самой жизни. Что каждому человеку важно не просто чего-то добиваться, утверждаться, отстаивать свои гражданские, профессиональные позиции, а любить, быть любимым и, да, да, наслаждаться близостью с любимым и желанным человеком, получать плотское удовольствие. Тогда и жизнь становится более эмоционально богатой.

При советской власти в искусстве многое было регламентировано до последней запятой. И когда, помню, в фильме «Экипаж» мы показали совершенно невинный кусочек этой самой интимной человеческой радости, то письма возмущенных пенсионеров исчислялись мешками, тоннами. Для многих из них само слово «секс» было ругательным. Это было синонимом того, что происходит в темной комнате и обязательно одетыми, на ощупь. Одна женщина на обсуждении фильма мне так и сказала: «Я 30 лет прожила с мужем и никогда не видела его голым. А вы мне показываете героев нагишом»…

Но красота обнаженного человеческого тела -- по-моему, это прекрасно. Иначе в Пушкинском музее, в Эрмитаже не было бы столько картин, скульптур с подобными сюжетами. И хорошо, что эту вечную тему в своей, согласен, весьма современной манере подхватили и продолжили авторы фильма «Интимные места». У меня есть ощущение, что эта ироничная, остроумная, живая картина всем понравится.

Иосиф Кобзон, певец, народный артист России, депутат Госдумы:

-- Мне неприятно говорить об этом фильме. И комментировать его не хочется. Подозреваю, эта фривольная режиссерская фантазия вызовет у кого-то одобрение, у кого-то отторжение, но лично меня она никак не заинтриговала и не заинтересовала. Интимная жизнь людей, о которой с избыточными нюансами и подробностями повествует фильм, – это для каждого человека индивидуальное состояние.

Психологическое, нравственное, душевное. Поэтому мне не нравится, когда это обсуждается и смакуется в кино, на телевидении, в средствах массовой информации. Я смотрел этот фильм, и, кроме отвращения, он у меня никаких иных эмоций не вызвал. Не потому что я ханжа и не воспринимаю секс в разнообразных его проявлениях, я просто не люблю подобные откровения в публичном показе.

На «Кинотавре» после премьеры были, помнится, разговоры, что фильм, скорее всего, в прокат не возьмут, что директора кинотеатров побоятся бросить вызов неким моральным установлениям нашего общества. Разумеется, взяли, и будут показывать, и будут заманивать в залы молодежь откровенными сценами, будут стричь на этом купоны. Мой коллега по Госдуме Станислав Говорухин давно говорит о необходимости введения некоей нравственной (не идеологической!) цензуры в нашем искусстве и, в частности, в кино. И я его в этих размышлениях абсолютно понимаю и поддерживаю.

Кирилл Разлогов, доктор искусствоведения:

-- «Интимные места» -- произведение в современном кинорепертуаре заметное, и не только в силу известной провокационности названия. Дело в том, что картина занимает нишу, не очень нашим кинематографом разработанную и освоенную. Это такой ироничный парафраз на тему предрассудков общественного сознания, которые существовали всегда, а нынче выросли до грандиозных размеров. Думаю, вокруг этой картины столкнутся разные представления о том, зачем появляется на экране обнаженное тело, насколько искусство может перекрываться жизнью или жизнь -- искусством. Лента, помимо прочего, интересна для меня блестящей ролью актрисы Юлии Ауг и весьма своеобразными взаимоотношениями ее героини с купленным в секс-шопе вибратором – эти сцены приобретают в фильме символическую окраску и даже некий глобальный смысл.

Фильм «Интимные места» нельзя правильно оценить, воспринимая его слишком буквально, в лоб. Авторы занимают определенную дистанцию по отношению к тому, что они показывают, а не просто агрессивно воздействуют на психику зрителей. В этом смысле картина достаточно сложна для восприятия. Но для тех, кто сделает над собой определенное усилие и потратит время на размышление о том, что ему показали на экране, «Интимные места» будут, безусловно, интересными и поучительными.