«Арктику» собрались резать по живому

  Правительство готово выделить из федерального бюджета 2 млрд рублей на утилизацию корабля, первым в мире достигшего Северного полюса

Инициативная группа «За сохранение «Арктики»» собирает подписи под обращением к властям с требованием присвоить ледоколу звание объекта культурного наследия РФ и спасти его хотя бы как памятник.

– Раз на распиливание «Арктики» выделяются такие немалые средства, – вопрошает инициатор сбора подписей за сохранение ледокола, администратор интернет-форума «Полярная почта» Игорь Никуленков, – то, может, использовать эти деньги на сохранение корабля в статусе памятника? Понимаю, проект сложный. Надо решить вопрос с заглушенным ядерным реактором, восстановить «Арктику», затем перетащить через Северную Европу на Балтику. Нужен глубоководный причал для осадки в 11 метров...
Поэтому нужно обращаться к федеральной власти как к единственной способной решить такую сложную задачу. Как говорится: «Пирамиды строились по воле фараона».

Напомним: 17 августа 1977 года ледокол «Арктика» первым в мире достиг Северного полюса в надводном плавании. Это второй в мире атомный ледокол. Он положил начало целому классу таких судов. Корабль заложили на Балтийском заводе в 1971-м, через год спустили на воду, в 74-м закончили испытания, а в 75-м приняли в эксплуатацию. Ледокол участвовал в освоении Северного морского пути, множестве спасательных операций и экспедиций. Самой громкой из последних можно назвать погружение аппаратов «Мир» под руководством Артура Чилингарова.

Но масштабные подвиги во льдах, похоже, нам уже не по карману. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. Запас ядерного топлива в реакторах подходил к концу. Эксплуатирующая организация объявила о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации ледокола, и  3 октября 2008 года была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна снят экипаж, а месяц назад корабль исключен из Регистровой книги судов. Глава ФГУП «Росатомфлот» Вячеслав Рукша сообщил, что проект утилизации выведенных из  эксплуатации атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» будет включен в федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности. Ледоколы будут уничтожены после 2015–2016 годов.

Однако люди, оставляющие свои подписи по адресу arktika.polarpost.ru, уверены: разрушать ледокол нельзя. Если его привести в Петербург и превратить в музей, он может стать серьезным подспорьем в развитии туризма. Для сравнения приведем музей «Фрама» в Норвегии. Это корабль Фритьофа Нансена, участвовавший в покорении Норвегией крайнего Севера и Юга. Корабль отбуксировали в гавань  полуострова Бюгде в 1936 году и построили над ним стеклянный купол. Сегодня музей собирает 300 тысяч туристов в год, каждый из которых покупает входной билет за 60 крон (10 долларов). А чем «Арктика» хуже?

В конце концов, выставили бы его на торги, может, найдется богач-охотник до экзотики и построит себе яхту на базе ледокола, первым в мире покорившего Северный полюс. А мы будем знать, что наша история, хотя нам больше и не принадлежит, по крайней мере не ушла на иголки.

Но сегодня ледокол стоит у причала Атомфлота в Мурманске и просто ждет кончины.

ГОЛОСА

Михаил Флинт, замдиректора Института океанологии РАН, профессор, бывалый полярник:

– А что у нас останется в Арктике из ледоколов, один «Федоров», что ли? И будет брать за свою работу, как всякий монополист, втрое больше? Может быть, с этой стороны надо искать заинтересованных? Я вообще не понимаю: Россия же Арктику собирается осваивать! Как же это делать без ледоколов? Я только и слышу: «Ремонтировать и содержать этот ледокол слишком дорого!» Но идти в Арктику – затея очень дорогая. И я сомневаюсь, что вместо разрушенного у нас построят новый ледокол подобного класса. В
своей новейшей истории еще ничего нового, столь значимого по масштабам, мы и близко не создали...

Александр Орлов, вице-президент Ассоциации полярников России, начальник ледовой базы «Барнео»:

– Мне бы очень хотелось, чтобы «Росатомфлот» нашел способ сохранить «Арктику». Это кощунство и глупость – так относится к собственной истории. Мы должны гордиться тем, что не раз становились первопроходцами. И в космосе, и в случае с ледоколом, первым покорившим Северный полюс. Я лично знал капитанов и штурманов «Арктики», в том числе первого ее капитана – Кучиева. Для меня уничтожение такого корабля – пощечина прошлому, настоящему и будущему России.

От чего Россия уже избавилась 

Продан манекен по прозвищу Иван Иваныч, дважды побывавший на орбите перед полетом Юрия Гагарина
(за 189,5 тысячи долларов).

Проданы за границу 330 грамм лунного грунта, доставленного на Землю тремя нашими аппаратами в 1970-х (за 442 тысячи долларов).

Немецкий технический музей (г. Шпайер) при поддержке правительства за 10 миллионов евро выкупил летавший советский «Буран» и построил для него огромный павильон – ныне самый посещаемый.

Советский луноход, оставшийся на Луне, куплен на аукционе американцем Ричардом Гэрриотом (за 68,5 тысячи долларов).