СЕРГЕЙ БРИЛЕВ: "ПОСЛЕ "ФОРТА БОЯРД" СЛЕЗНО ПРОСИЛ НАЧАЛЬСТВО БОЛЬШЕ МЕНЯ ТУДА НЕ ПОСЫЛАТЬ"

У входа в его кабинет висит табличка "Пятая студия", между тем это уже история. 6 сентября 2008 года Сергей Брилев вышел в эфир в новой программе "Вести в субботу". Корреспонденту "Труда-7" Сергей рассказал о новом проекте, своих отношениях с власть имущими, своих увлечениях и будущем телевидения.

- Сергей, сегодня 11 сентября. Что эта дата значит для вас?
- 11 сентября 2001 года я впервые вышел в эфир "Вестей" в качестве ведущего. Летом 2001 года я вернулся в Москву из Лондона, где пять лет проработал европейским корреспондентом. До этого мне раз семь предлагали стать ведущим в Москве, но я отказывался. В 2001 году я не мог не ответить "да" на предложение Олега Борисовича Добродеева. Приехал и потихонечку трактовался, то есть приходил в студию, прикидывал, как мне сидеть, как говорить, как смотреть на камеру и читать суфлер. 11 сентября я вошел в один из кабинетов редакции и вдруг краем глаза увидел по "Евроньюс", как самолет влетает в башню. Тут же подумал: странно, что на "Евроньюс" стали делать анонсы фильмов ужасов. Потом всмотрелся и понял... И тогда было принято спонтанное решение немедленно сажать меня в кадр. В тот вечер я пробыл в эфире около пяти часов.
- Вам по-прежнему интересно быть в кадре?
- Я не считаю работу ведущего какой-то особенной. Это еще одна ипостась тележурналистики. В идеале и ведущему совсем не лишне ездить в "поле", снимать репортажи. Поэтому мотаюсь по командировкам.
- Одна из последних была на Дальний Восток?
- Да, я побывал в Уссурийском заповеднике, где мы записали эксклюзивное интервью с Владимиром Путиным. А еще за последние две недели - Казань, Сочи и Осетия. К осетинам я лично очень проникся во времена первой чеченской и после Беслана. Это действительно наши братья. А вот во Владивостоке я оказался впервые, хотя всегда мечтал там побывать. Прогулялся с Владимиром Путиным по Уссурийскому заповеднику.
- Мы видели этот сюжет в вашей новой программе "Вести в субботу"...
- Пока не побываешь во Владивостоке, не поймешь всех размеров нашей страны. Летишь девять часов, приземляешься, и люди все еще говорят по-русски. Подходишь к вокзалу Владивостока и видишь здание, построенное по проекту архитектора Шехтеля, который возвел в Москве Ярославский вокзал, в том же стиле а-ля рюс. И в гавани стоят корабли с российским триколором на торговых судах и Святым Андреем - на военных. А еще начинаешь сознавать, насколько важна роль федерального телевидения как социального "клея", когда люди по всей стране смотрят одни и те же новости.
- Сергей, год назад, когда вы исчезли из "Вестей недели", появились слухи, что вас отстранили от эфира...
- Слухи комментировать странно. Процентов 80 из тех, что я слышал, никакого отношения к реальности не имеют. Работа есть работа, в ней могут быть разные повороты. В 2006 году я говорил вслух, что тот сезон в "Вестях недели" для меня последний. Я хотел доработать до лета, до саммита "большой восьмерки", и уйти из программы, планировал заняться другим. Но так получилось, что я остался еще на один сезон. Тем не менее ощущение финишной прямой меня не покидало, и оно передалось моему окружению. Потом был своеобразный предвыборный год. Но вот закончилась предвыборная кампания с ее ограничениями, и в "Пятой студии" спонтанно возник еще один формат: через нашу программу прошли многие вновь назначенные министры. Конец сезона ознаменовался моментом, когда оказалось, что из 18 федеральных министров в Пятой студии" побывали 12. Этот факт стал отправной точкой для создания новой программы, которая станет площадкой не для эпизодических, а регулярных политических интервью. Стало очевидно, что самое адекватное место для нее - в линейке "Вестей". Так возникла программа "Вести в субботу". 6 сентября новый продукт вышел в эфир.
- У вас есть еще какие-то проекты?
- За последние два месяца у меня вышло несколько фильмов: про Чубайса, про Назарбаева и про Якунина. Кроме того, у меня куча всяких других интересов. На ВВЦ в рамках книжной ярмарки прошла презентация моей первой книги "Фидель. Футбол. Фолкленды". В этом году я стал членом президиума Совета по внешней оборонной политике, вошел в Валдайскую группу политологов.
- Вы много раз общались с Владимиром Путиным. А есть первые лица, у которых взять интервью не довелось, но хотелось бы?
- Я ни разу не встречался с Николя Саркози, не сложилось, хотя со всеми министрами иностранных дел Франции общался, Бернар Кушнер недавно приезжал. Хотел бы побеседовать с Ху Цзиньтао, вообще получше понять китайцев.
- Кто из глав государств наиболее неформален в общении?
- Самое приятное общение было с президентом Уругвая Сангинети. Что бы ни говорили о его политике, по-настоящему приятен в общении Тони Блэр. Приятное впечатление оставила о себе президент Ирландии Мэри Макалис. Был очень занятен Александр Квасьневский. Однажды мы общались с его секретарем, он вошел и воскликнул: "Дожили до времен, когда русский с поляком говорят по-английски!" Я парировал: "Господин президент, вы немало сделали для того, чтобы это произошло!" Если взять лидеров СНГ, то я очень люблю общаться с Нурсултаном Назарбаевым. У него всегда есть новости. Между Россией и Казахстаном постоянно возникают новые интересные проекты. С Ильханом Алиевым мы познакомились в первый день, когда он стал президентом Азербайджана. Мы встречались много раз, я даже был приглашен на семейное чаепитие, познакомился с его женой Мехрибан и дочкой Лейлой. Тем не менее, когда речь идет о российско-азербайджанской повестке, каждый раз приходится обсуждать правила игры.
- С Саакашвили приходилось встречаться?
- Я с ним не знаком, но этой весной в Питере мы оказались в одном ресторане. Я услышал за стенкой шум-гам, оказалось, там гуляет грузинская делегация. У меня ни тогда, ни сейчас вопросов к нему нет. Саакашвили мастерски манипулирует информацией и играет фактами. Мне такая лапша на уши не нужна.
- Вы знакомы со всеми президентами России?
- Кроме Ельцина, его я записывал не один на один, а в толпе. А вот с Михаилом Горбачевым знаком неплохо. Вчера говорил с ним по телефону, он пригласил меня в поездку в Америку. Едет встречаться с Бушем-старшим. Что бы не говорили о Горбачеве, он знаковая фигура. Ведь именно он положил начало свержению коммунизма.
- Для новой программы "Вести в субботу" приобрели новый костюм?
- Надену новый синенький, очень люблю этот цвет, недавно купил очередной. У меня есть пара костюмов, купленных на деньги компании, и еще пара-тройка моих, в которых я считаю возможным появляться в эфире. Галстуки и рубашки выбираю сам. Когда ты работаешь в еженедельном формате, то менять костюмы нет нужды. В магазины одежды хожу раз в полгода. Жена берет меня за руку, и мы идем.
- Чем занимается ваша супруга?
- Воспитанием двухлетней дочки Александры. У Ирочки сейчас нет конкретного места работы, хотя ее активно зовут. Тем не менее она успевает вести несколько бизнес-проектов и мне порой подбрасывает интересные идеи. Ира - очень творческий и талантливый человек, но никак не связана с ТВ. Слава Богу.
- Когда затеваете новые проекты, советуетесь с кем-нибудь?
- Решения всегда принимаю сам, часто остаюсь при своем мнении, но считаю, что близкие - родители и жена - должны быть в курсе моих дел.
- У вас необычная биография - родились в Гаване, по паспорту - в Москве, женились в Лондоне. А дочка где появилась на свет?
- Александра - москвичка в девятом поколении.
- Уже учите Cашеньку иностранным языкам?
- Все методики по вбиванию иностранных языков считаю неэффективными, потому что все решает языковая среда. Я дважды в жизни жил в плотной языковой среде, поэтому и говорю свободно на двух языках. В знании иностранных языков нет ничего выдающегося. Мне странно, как можно не говорить еще на паре-тройке языков. Незнание - только от лени.
- На спорт время выкраиваете?
- Зимой я гоняю на беговых лыжах, а летом - на велосипеде. Я тщательно выстроил маршрут длиной 24 км по Москве, за который успеваю проехать полгорода, но пересечь всего четыре дороги. Две трети пути приходится на Воробьевы горы. Проезжаю Андреевский монастырь, устье реки Сетунь.
- Один катаетесь?
- Да, коллективного творчества мне хватает на работе. А жена не разделяет мою страсть к лыжам и велосипеду.
- Вы можете представить себя в проекте типа "Танцы на льду"?
- С трудом. В один из сезонов я был ведущим проекта "Форт Боярд", но после возвращения из Франции слезно попросил начальников больше меня на него не посылать. Не мое это. У меня есть другие площадки для самореализации.
- Вам неинтересно раскрывать в себе новые таланты? Парфенов и тот запел!
- В молодости я увлекался хэви-металом и хард-роком. В моей любимой книжке Каверина "Два капитана", когда летчик дарит Саше Татаринову свою фотокарточку, пишет на ней: "Если быть, то быть лучшим". Зачем заниматься тем, в чем даже сам себе не будешь приятен? У нас работа, позволяющая прикоснуться к чему угодно. Мне, к примеру, довелось поездить и на подлодке, и на БТР, вертолетах, танках, даже на воздушном шаре летал. В этом году на снегоходе ездил к оленеводам Кольского полуострова. Кайф профессии в том, что каждый день ты можешь попасть в нестандартные ситуации.
НАШЕ ДОСЬЕ
Сергей Брилев родился 24 июля 1972 года в Гаване, детство и юность провел между Москвой, Кубой, Эквадором и Уругваем. Окончил МГИМО, а также Институт иностранных языков в Монтевидео в Уругвае. С 1990 по 1993 год - корреспондент отдела науки и образования газеты "Комсомольская правда". С 1993 по 1995-й - специальный корреспондент международного отдела газеты "Московские новости". На телевидении с 1995 года. В 1996 году стал заведующим корпунктом "Вестей" в Лондоне. В 2003 году возглавил информационно-аналитическую программу "Вести недели". Четырехкратный лауреат "ТЭФИ" . Женился в 1998 году, в 2006-м стал папой.