Мэр Освенцима Януш Маршалэк добивается от местного совета, чтобы он обжаловал в конституционном суде закон об охране уникального исторического памятника. По мнению градоначальника, часть положений закона, касающихся защитной зоны вокруг лагеря, не соответствует конституции, так как нарушает право собственности и ограничивает развитие города. Владельцы собственности не могут вести здесь хозяйственную деятельность без согласия краковского воеводы, даже крышу переложить, а гмина (низшая административная единица) - реконструировать канализацию, поскольку по закону эта территория должна сохранять первоначальный вид.
Аушвиц - единственное место истребления людей, включенное в перечень мирового наследия ЮНЕСКО. Горожане не прочь жить по соседству с музеем, который в год посещает более полумиллиона туристов со всего света. Уже несколько лет действует правительственная программа, по которой город и его жители получают компенсации за ограничения, связанные с функционированием памятника геноцида.
Освенциму невыгодна широкая огласка споров вокруг концлагеря. Если по миру пойдет информация, что конституционный трибунал занимается ревизией закона, гарантирована негативная реакция, особенно со стороны еврейских организаций и Израиля. Это тем более будет некстати, что началась подготовка к 60-летию освобождения советскими войсками города и концлагеря. В связи с этой датой в мире растет интерес к Освенциму. Торжества не могут проходить в атмосфере скандала. Так считают и местные депутаты, дважды сняв с повестки дня деликатный вопрос - обсуждение проекта постановления с требованием пересмотреть закон. Но мэр непреклонен. "Все равно не уступлю", - заявил он.
У мэра Маршалэка свой интерес. Он является владельцем компании "Майя". В 1995 году она рядом с воротами-символов, на которых написано "Арбайт махт фрай" ("Работа делает свободным"), начала строительство торгового центра, который в прессе назвали "супермаркет Аушвиц". Вспыхнул международный скандал, и новостройка была запрещена. Януш Маршалэк обжаловал решение властей в суде и выиграл длившийся несколько лет процесс, потому что тогда еще не было нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность вокруг лагеря. "Майя" получила более 2 миллионов злотых компенсации.
Благодаря тому разбирательству Януш Маршалэк стал популярен у земляков и был избран городским главой. После чего снова взялся за освоение прилагерной зоны, используя "административный ресурс". Вместо супермаркета он построил центр обслуживания туристов. Работающий сейчас в убыток, хотя там есть кемпинг, почта, цветочный магазин, ресторан, бар. Но мало посетителей. В охранной зоне нельзя торговать доходными спиртными напитками и даже пивом. Фирме угрожает банкротство, от которого не спасает нагло продаваемая в киосках порнография и другие издания сомнительного свойства.
Мэр от безысходности шумит. Во всем том, что происходит вокруг Аушвица, он видит международный заговор. Недавно на своей странице в Интернете он в оскорбительном тоне обвинил государственную власть, президента в том, что они берут взятки от еврейских организаций, цель которых - уничтожение современного Освенцима.