Чисто познавательная информация о том, что собой представляют и над чем работают десятки тысяч тайваньских спецов в трех ведущих научных парках в Синьчжу (см. публикацию в "Труде" от 24 августа 2004 года), в Тайчжуне и на юге острова, была принята российскими коллегами к сведению. При этом россиян волновало, к примеру, откуда берутся деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы?
Тайваньцы объяснили: место под технопарк выбирает государство, оно же платит за землю, выделяет из особого фонда средства для "импорта технологий", затем подключаются коммерческие банки ("кредитных ресурсов" на Тайване порядка семи миллиардов долларов США). Тайваньцы учитывают, что доля средств от ВВП, выделяемых на научные изыскания, в США равна 2,8%, в Финляндии - 3,8%, а у них только 2,5%, и потому намерены довести инвестиции в НИОКР к 2008 году до трех процентов.
Доктор Тай Чен, возглавляющий Южный научный парк, заявил, что российские предприниматели и ученые могли бы пойти этим же путем, а для этого - "найдите венчурного капиталиста и убедите его в том, что у вашего проекта есть коммерческая перспектива". К этому тезису органично подверстывается фраза из выступления профессора Ю.М. Михайлова, директора инновационно-технологического центра РАН: "Создание экономики, основанной на знаниях, означает в первую очередь эффективное взаимодействие науки и бизнеса".
Можно ли действительно привлечь капитал со стороны, с Тайваня? Вот конкретный пример: седовласый представительный мужчина, выступая от расположенной в Рязани компании "Плазма", поведал о том, что свои разработки в области плазменных мониторов, не найдя инвестиций для развертывания собственного производства, они были вынуждены продать в две индустриально развитые страны. Не заинтересуются ли тайваньские бизнесмены их технологиями? Ответ сводился к тому, что на Тайване отдают предпочтение жидкокристаллическим экранам, что есть "расхождения в технических стандартах" и что "для открытия производства в России нужно просчитать, насколько себестоимость гарантирует коммерческую целесообразность"...
Несколько раз поднималась набившая оскомину тема "отсутствия достаточной информированности" с обеих сторон. Тайваньцы в деликатной форме сетовали, что часто возникает "языковой барьер" - не все российские специалисты, с которыми они имеют дело, владеют в достаточной мере английским. Как заключил доктор Ву, вице-председатель Ассоциации Тайвань - Россия, "мосты сотрудничества еще не достроены... совместных проектов еще мало... возникает метафора: в период ухаживания нет особых проблем, но стоит приблизиться к моменту, когда предстоит бракосочетание, как они возникают".
И все же общая тональность встречи была мажорная. Не только по причине того, что динамично увеличивается товарооборот (российские эксперты прогнозируют в этом году рост на 30%, а тайваньские на целых 50%, и тогда он перевалит за два миллиарда долларов), и не только по причине подписания в день форума серии перспективных соглашений о партнерстве. Дело в том, что первый этап "узнавания" явно уже пройден, - и стороны начинают говорить предметно и по существу. А значит, недостроенные мосты будут достроены.