13 "КОМИССАРОВ"

Их тринадцать человек. У каждого на погонах по три полковничьих звезды. За плечами два высших образования - военное училище и факультет внутренних войск Академии Сухопутных войск. И бесценный многолетний опыт участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Все прошли строгий отбор. Критерии профессионализма: владение в совершенстве тактикой проведения специальных операций, прочные навыки управленческой работы, знание местных условий. Возраст - чуть за сорок.

Это все, что пока можно рассказать о руководителях групп оперативного управления по координации действий силовых структур, которые с сентября нынешнего года приступили к работе во всех 13 субъектах Федерации Северокавказского региона.
Решение об их создании было принято еще в июне, сразу после бандитского налета на Назрань. Избежать многочисленных жертв среди сотрудников правоохранительных органов и местного населения не удалось тогда во многом потому, что действия силовых структур были слабо согласованы.
У групп оперативного управления две основные задачи: предотвращение террористических угроз и отражение возможного вторжения вооруженных банд. Этим и раньше занимались силовики. Тогда зачем еще одна структура? Этот вопрос корреспондент "Труда" переадресовал представителю Главного штаба Внутренних войск МВД полковнику Василию ПАНЧЕНКОВУ:
Опыт контртеррористических действий на Северном Кавказе показал, что в каждом регионе необходимо иметь своего рода силы быстрого реагирования, которые должны успеть на место возможной трагедии еще до того, как пожар разгорелся. Руководитель группы наделен весьма серьезными полномочиями. Во-первых, он является заместителем руководителя антитеррористической комиссии, руководят которыми, как правило, первые лица в регионах. Во-вторых, у него в оперативном подчинении находятся специально выделенные подразделения Минобороны, ФСБ и МЧС.
Наше министерство, например, выделяет в состав этих мобильных сил отряд милиции специального назначения численностью около 70 человек...
А что происходит в регионах? Первый звонок из редакции - в Ростов-на-Дону. Там накануне прошли первые учения по слаживанию подразделений, подчиненных группе оперативного управления. В них участвовало почти 700 человек, 20 бронетранспортеров, 5 вертолетов. Время развертывания - полчаса.
Представитель МВД Ингушетии Мадина Хадзиева рассказала, что руководитель группы оперативного управления находится здесь уже с августа. Сейчас у него весьма напряженная пора: приходится решать массу организационных вопросов, встречаться с руководителями подразделений МВД, ФСБ, МЧС республики, налаживать контакты с членами антитеррористической комиссии. По словам Хадзиевой, новый "координатор антитеррора" считает главным усиление профилактической работы.
Зам. начальника пресс-службы ГУВД Ставропольского края Виктор Игнатьев пояснил, что руководитель группы у них тоже приступил к работе. И также занимается пока решением чисто организационных вопросов.
Пожалуй, труднее всех придется координатору антитеррора в Чечне. Именно там происходят частые столкновения с бандгруппами, звучат взрывы. Там же сосредоточено наибольшее количество силовиков как федерального, так и республиканского подчинения. Взаимодействие между ними, как уже неоднократно признавалось руководителями разных рангов, оставляет желать лучшего. Впрочем, поскольку новый президент республики Алу Алханов - бывший глава МВД Чечни, видимо, он окажет координатору профессиональную поддержку в решении многих проблем.