АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ - ЭТО КОРОТКИЙ МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ

Гастрольный тур-2004 "Машины времени" посвящен не только 35-летию легендарной группы, но еще и проходит под лозунгами движения "Будущее без СПИДа". Пресса поспешила сообщить о том, что "Машина" дает благотворительные концерты, однако Андрей Макаревич уточнил ситуацию:

- Несколько тысяч долларов, собранных от концерта "Машины времени" и переданных в какую-то клинику, - это капля в море. Общей картины такой вклад не изменит. Я надеюсь, куда большую пользу принесем тем, что со сцены будем постоянно напоминать людям, которые нас любят и слышат, что об этой беде нельзя забывать... Как, разумеется, и о других жестоких угрозах.
- Вы в курсе того, что происходит на медицинском фронте борьбы со СПИДом? Говорят, ученым потребуется еще два года, чтобы найти действенное противоядие...
- Очень многие искренние люди во всем мире стремятся что-то сделать. Но не меньше и спекуляции на эту горячую тему. То и дело появляются сенсационные заголовки: "Ученые нашли панацею", что на поверку оказывается туфтой. Я более чем настороженно к таким вещам отношусь. Я не специалист, да и слишком большая ответственность, чтобы можно было обмануть доверие людей...
- Кампания "Будущее без СПИДа" как-то связана с вашей недавней женитьбой? Вы ведь считались одним из самых закоренелых холостяков и еще недавно вели бурную личную жизнь...
- Какие у вас, однако, болезненные ассоциации! Нет, это вещи совершенно не связанные. Точно так же, как 35-летие "Машины времени" не связано с началом нашего участия в движении "Будущее без СПИДа". Просто так совпало. А что касается завидных женихов, то в "Машине" таковым остался Валера Ефремов, который до сих пор не женат...
- Наши "звезды" полюбили пышные свадьбы. Нашумевшее бракосочетание Лолиты переплюнуло даже голливудские свадьбы...
- Если вам, Миша, интересно, мы расписались 30 декабря, и я был очень рад тому, что ни одна собака в течение полугода толком ничего не знала. Не было у нас никакой свадьбы. Сходили с самыми близкими друзьями в китайский ресторанчик, причем накануне и, в общем, не по этому поводу, а просто повидаться.
- Ваши предыдущие свадьбы были такими же тихими?
- Ничего шумного не было. Первая была совершенно домашняя. Второй вообще не было. Скажите, у вас у самого была свадьба? Вам не было противно, когда родственники из деревни кричали: "Горько! Горько!", - а потом говорили: "А почему молодые не танцуют?" - давали "мудрые" советы: "Главное в семейной жизни - друг другу уступать", "С маленьким лучше не затягивать"... Я это как в страшном сне себе представляю.
- Ну а медовый месяц у вас был?
- Я хочу сказать вам, что вся жизнь - это достаточно короткий медовый месяц. Сразу после свадьбы мы уехали в Японию снимать "Подводный мир". Это была очень тяжелая, напряженная экспедиция. Никаким медом там не пахло.
- Чем теперь будет заниматься ваша жена Наталья Голубь? Журнал "7 дней" назвал ее "бывшим гримером Леонида Парфенова"...
- Жена - визажист. Работает с известными фотографами, журналами, ее приглашают на съемки модельных рекламных фотосессий...
- Андрей, в прессе доводилось читать, что концерт "Машины времени" на Красной площади получился не слишком удачным: народу собралось маловато, публика была холодна, моросил дождь...
- Меня история эта опечалила, потому что оба журналиста, вышесказанное написавшие, на самом деле на концерте не присутствовали. Они побыли на пресс-конференции, потом начался дождь, и рецензенты, как говорится, свалили. А концерт на Красной площади на самом деле был очень хорошим. Я надеялся на солнечную погоду, но пошел дождик, хотя он продолжался первые 15 минут, потом распогодилось. Мы долго готовились к этому событию, и по моему ощущению, а также по ощущению тех, кто был на площади, сыграли наш лучший концерт за последнее время. В принципе это отразила телеверсия, хотя по Первому каналу показали сокращенный вариант концерта, который на самом деле шел три часа. Мы сыграли не только старые хиты, но и две новые песни.
- В одном из таблоидов журналисты усомнились в том, что в прошлогодний визит Маккартни в Москву у вас, Андрей, был контакт с сэром Полом. По крайней мере, из его материала явствовало, что Маккартни год спустя не вспомнил того момента, как перед концертом русская рок-звезда Макаревич подарил ему свою картину...
- Почти в каждом городе, особенно в местах, удаленных от центра, к нам самим подходят какие-то музыканты, их представляют как местных знаменитостей. Я очень профессионально улыбаюсь, делая вид, что мне это все страшно приятно, они дарят какие-то свои пластиночки, презенты, о чем я забываю через пять минут. Можете представить, сколько у Пола Маккартни было таких встреч! Еще бы не хватало, чтобы он на всю жизнь запомнил, как я ему подарил свою картину. Бред! Помощник Маккартни картину куда-то унес, и, скорей всего, Пол никогда больше ее не увидел...
- Какой смысл был в подарке, если вы понимали весь расклад?
- Я, конечно, все понимал, но у меня была внутренняя потребность это сделать. Какая-то почти религиозная потребность. Я понимал, что от этого человека я получил столько, что должен хоть чем-то ответить. Лучше - результатом своего труда. Это для меня было важно.
- Несколько лет назад у вас была персональная выставка в Питере. Нет ли планов ее повторить?
- Все опять упирается во время. Концерт - уже наработанная форма, ты приехал с ребятами, отыграл и уехал. Выставка - другое. Нужно паковать работы, окантовывать, договариваться с залом. Нужно, в конце концов, нарисовать что-то новое. У меня будет выставка в Нью-Йорке в октябре. Тут вопрос престижа. Предложили галерею на Бродвее, в центральном месте, на пересечении Сохо и Бродвея.
- Не многие знают, что вы, Андрей Вадимович, - еще и народный артист России. Создается впечатление, что вы это скрываете. Во всяком случае, нигде на афишах Макаревича это высокое звание не упоминается...
- Я с уважением отношусь к этому званию, но не козыряю им. Вообще при советской власти за "народного" давали дополнительно 20 квадратных метров жилья плюс хорошее место на кладбище. Сейчас ничего этого нет, поэтому радость от звания чисто номинальная.
- Андрей, как вы успеваете совмещать различные творческие проекты с бизнесом? В Москве у вас ночной клуб, стоматологическая клиника, в Питере вы недавно открыли магазин товаров для дайвинга...
- В дебет, кредет, сальдо своих бизнес-проектов я не влезаю. Если вдруг дела начинают идти неважно, то мы собираемся с моими менеджерами и вместе корректируем стратегию, решаем, что изменить. Мы хорошо дополняем друг друга.
- В прессе мелькала информация, что ваша фирменная программа "Смак" находится на грани закрытия...
- От "Смака" я, конечно, подустал. Вдруг понял, что она выходит одиннадцатый год! Для телевизионной программы такого толка это более чем длинный срок жизни. Я придумал одну историю, которую хочу воплотить на экране. Мне еще нужно все семь раз отмерить, но все равно, я надеюсь, вы ее скоро увидите. Вот тогда со "Смаком" я попрощаюсь с легкой душой и сердцем.
- В свое время вы сыграли как актер в нескольких фильмах. Не собираетесь продолжать эту практику?
- Даже если бы мне очень захотелось играть в кино как актеру, то у меня просто нет сейчас такой физической возможности. Пришлось бы что-то отодвинуть, от чего-то отказаться, а все, что происходит в моей жизни, не допускает остановки. Я не могу остановить свои телевизионные проекты на полгода, не могу "Машину времени" оставить на несколько месяцев - это будет нехорошо по отношению к моим коллегам по группе.
- Однако вы снялись как актер у режиссера Дмитрия Светозарова в сериале "Три цвета любви" ("Семидесятники")...
- В эпизоде. Это было очень смешно. Меня блестяще загримировали под меня же самого в 70-х годах. Когда я себя увидел в кадре, сам обалдел, потому что это было очень похоже!
- В последнее время вы живете от юбилея к юбилею. Не так давно отмечали собственное 50-летие, а затем праздновали 35-летие "Машины времени". И все не иначе как в прямом эфире Первого канала!
- Когда мне предложили отметить 50 лет в прямом эфире на Первом канале, мне меньше всего хотелось просто взять и сыграть концерт. Я подумал, что день рождения - вещь совершенно особенная, должна запомниться и мне самому, и моим гостям. Я себя поймал на том, что когда у меня хорошее настроение, то не свои песни напеваю, а те, что написали мои друзья. Я решил сделать сам себе праздник - позвать друзей и с ними спеть их песни. Такой была моя затея. Ужасно волновался, потому что это была во многом импровизация. Люди приехали из разных городов, у нас не было возможности даже порепетировать, и впервые в жизни событие происходило в режиме прямого эфира. За пять минут до включения камер я вдруг почувствовал, что у меня голос пропал совершенно. Потом, к песне третьей, он, слава Богу, восстановился.
- Как вы относитесь к конфликтной ситуации вокруг Киркорова?
- Никак не отношусь. Так же, как никак не отношусь к засухе в Сахаре. Как артист он, наверное, имеет право на популярность, но лично мне он не интересен, я не слежу за его жизнью, его телодвижениями.
- Что вы думаете о все нарастающем противостоянии рока и попсы?
- Я не занимаюсь военными действиями, никакого противостояния не испытываю. Есть области, которые мне интересны, и области, которые меня не интересуют. На вторые стараюсь не тратить время.
- Наверное, этот вопрос из разряда вечных. В советское время тоже было противоборство рок-н-ролла и эстрады...
- Разница в том, что в те времена советская эстрада была ужасной по сути, но все-таки ее делали профессионалы, которые пели живьем. Иосиф Давыдович Кобзон - тому яркий пример. Для меня это суперпрофессионал. А когда нынче беспомощных детей посылают на международные конкурсы, то тут комментарии излишни. Мне кажется, попса - это не просто веяние времени, а если копнуть глубже - последствия того, что большая часть подлинных носителей культуры в нашей стране была либо перебита, либо посажена в лагеря, либо уехала на Запад. Извините, что мыслю такими глобальными категориями...