30 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ

Этот психологически важный рубеж, уже однажды достигнутый в конце августа, по всей вероятности, скоро будет перекрыт. В пользу такого сценария свидетельствуют данные последних пяти торговых дней на Нью-Йоркской товарной бирже, когда во вторник вечером цены на нефть достигли отметки в 29,91 доллара за баррель. Аналитики предсказывают дальнейший рост цен на "черное золото" в связи с обострением политической и военной напряженности вокруг Ирака.

Пока Америка во всю прыть готовится к войне с Саддамом Хусейном, остальной мир пожинает плоды этой работы по полной программе. Россия не остается в стороне от процесса и торопится бить свои собственные рекорды по добыче нефти и экспорту. По неофициальным данным, наша страна в августе обошла в нефтедобыче даже признанного лидера в этом процессе - Саудовскую Аравию. Наши компании понемногу готовят нефтяную экспансию на американский рынок, где традиционно сильны позиции арабских шейхов. Дело дошло до того, что аравийские конкуренты предложили россиянам умерить свой аппетит и начать сотрудничество в дележе нефтяного мирового рынка. Зарубежная пресса сообщила о возможном достижении соглашения между лидерами нефтеэкспорта о повышении цены на нефть. Правда, речь идет лишь о цене 28 долларов за баррель как самом высоком пороге.
Между тем по итогам последних торгов наша нефть марки Urals составила уже 27,29 доллара за баррель. Россию пока вполне устраивает такое развитие нефтяных событий. По оценке Минфина, рост нефтяных цен на 1,5 доллара приносит казне дополнительные 30 млрд. долларов в год. А Мин-энерго привел такие данные: каждый рубль, вложенный в "нефтянку", увеличивает российский ВВП на 1,5 рубля, стимулируя 50-процентный рост в смежных отраслях. А по мере того как растут нефтепереработка и загрузка отечественных НПЗ, происходит переток денег в российскую экономику. В этом деле существует еще и солидный запас. Ведь наши нефтеперегонные заводы загружены от силы на 70 процентов своей проектной мощности, а поэтому нефтяным компаниям есть куда вкладывать деньги, двигая за собой машиностроение и нефтехимию.
Так что нефтяной бум работает на нас благоприятным образом. Но это - пока. Практика показывает: конъюнктура нефтяного рынка настолько изменчива, что делать какие-либо прогнозы на перспективу - дело неблагодарное. Не случайно Министерство энергетики поставило задачу создания стратегического запаса нефти на случай, когда на нашем рынке цены на нефть достигнут максимальных отметок и государству придется решать проблему сдерживания роста внутренних цен. Тем более что вслед за Россией страны ОПЕК резко увеличили добычу нефти, не дожидаясь, когда картель примет решение о новых квотах на добычу, а русские тем временем отобьют всех их клиентов на самом емком американском рынке нефтепродуктов.
Пока на волне военных приготовлений США деньги в российский бюджет текут рекой. А с 1 октября она станет еще полнее - ставка экспортной пошлины возрастет с нынешних 21,9 доллара до 26,2 доллара за тонну. Вот только война на Ближнем Востоке может испортить нам всю обедню. Все ведь помнят, как после американской "Бури в пустыне" цены на нефть покатились вниз. И наши доходы вместе с ними.