По оценкам Росавиации, стране нужно 100 тысяч операторов дронов. Потому что именно столько БПЛА зарегистрировано на сегодня
Назначенный пятым замом главы Росавиации Андрей Добряков заявил, что нам требуется как минимум 100 тысяч операторов дронов. Потому что именно столько БПЛА уже зарегистрировано на сегодня. Хотя можно не сомневаться, что завтра их число умножится. Об этом давно предупреждали лидеры авиационного сообщества, которые, сразу скажем, не ставят знак равенства между числом дронов и операторов.
Показательна реакция главного координатора международного общественного движения «Аэронавигация без границ» Валерия Ежова. Он известен отрасли как инициатор и разработчик ряда правовых и локальных нормативных актов, проектов и программ, направленных на оптимизацию существующей Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД РФ).
— Не устаю удивляться, как очередной назначенный чиновник вдруг начинает делиться с общественностью сделанными для себя открытиями, — говорит Валерий Иванович. — Об этих проблемах шел разговор и три, и пять лет назад. Может, пора перейти от слов к делу?
Напомним, что еще в декабре 2020 года в опубликованной на портале «Аэронавигации без границ» статье состоялся предметный разговор о рисках в связи с обеспечением безопасности полетов. Речь шла именно о том, что в организации воздушного движения требуются новые технологические решения в связи с массово растущим применением БПЛА. Эксперты подчеркивали необходимость неординарных мер и соответствующих прорывных решений на фоне стремительного наполнения дронами воздушного пространства.
Причем человек, как это понятно IT-специалистам, будет только оператором глобальных автоматизированных систем управления воздушным движением, включающих в себя сопряженные между собой комплексы наземного, бортового, а также спутникового и иного космического оборудования, управляемые искусственным интеллектом. А значит, подход к проектированию таких систем и подготовке их операторов должен быть принципиально иным, чем это сейчас происходит. Но кто и когда у нас прислушивается к мнению авторитетных экспертов? В результате в небе происходит примерно то же, что и на тротуарах городов, где гоняют не регулируемые никакими правилами самокатчики.
В Росавиации традиционно обсуждаются планы создания национального проекта, часть которого будет посвящена подготовке кадров. А это, в свою очередь, потребует дополнительных исследовательских работ, в рамках которых будет определяться, сколько необходимо операторов и какими компетенциями им надо обладать. Все это потребует огромных бюджетных вливаний для развертывания системы подготовки кадров. В этой связи напомним чиновникам Росавиации, что в отрасли уже есть специалисты — это бывшие диспетчеры. Для их подготовки потребуется и меньше времени, и меньше средств. Кстати, между движением «Аэронавигация без границ» и Ассоциацией эксплуатантов и разработчиков беспилотных воздушных судов еще несколько лет назад подписано соглашение о взаимодействии, в котором прописано и участие ветеранов ЕС ОрВД РФ по части применения их знаний и опыта.
— В любом случае необходимы соответствующие программы обучения, разработанные и утвержденные установленным порядком организациями профессионального образования, в которых будет осуществляться подготовка (переподготовка) специалистов, — считает Валерий Ежов. — Но прежде стоит определиться, для каких целей. Если только для участия в СВО, то чем эти специалисты займутся после окончания операции, где и как они применят приобретенные навыки? Одно дело, когда от оператора требуется выполнение главной цели - уничтожение объекта противника, а другое — выполнить, например, задание, связанное с осуществлением коммерческого полета в воздушном пространстве, согласно воздушному законодательству, главным приоритетом которого является – безопасность полетов.
Говоря о перспективах наращивания парка беспилотников, замглавы Росавиации сослался на прогноз Минпромторга РФ: спустя пять — семь лет наш парк БПЛА будет пополняться более чем на 100 тысяч дронов в год. Но к планам этого ведомства, в том числе и по части выпуска самолетов гражданской авиации, мы привыкли относиться настороженно или иронично. Как и к тому, что подавляющее число таких прогнозов не сбывается. Однако в том, что технический прогресс не остановить, сомневаться не приходится. Достаточно послушать ежедневные сводки новостей, которые все чаще начинаются с сообщений о дронах.