От Ленина до Путина: чем заканчивались попытки пересадить начальство на автомобили поскромнее
«Мы люди служивые. Какие дадут, на том и будем ездить» — так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал очередной призыв шефа пересадить чиновников на отечественные машины. И пока соцсети ехидно перечисляли, на каких «мерсах», BMW и Toyota Camry ездят в служебное время те, кому предстоит пересесть на «Москвичи» и «Лады», подоспело сообщение ТАСС. Оказывается, под сурдинку разговоров «надо где-то быть поскромнее» расходы на госзакупки импортных авто в первом полугодии 2023 года более чем вдвое превысили сумму за январь — июнь 2022-го. Очень похоже на то, что происходило у нас и 100 лет назад. Но сначала давайте вспомним, на чем ездили те, первые вожди и чиновники...
«Делоне-Бельвиль» 7 шт., «Роллс-Ройс» 2 шт., «Непир» (Napier) 3 шт., «Фиат» 4 шт., «Рено» 3 шт., «Мерседес» 1 шт., «Тюрка-Мэри» (Turcat-Mry) 1 шт., «Воксхолл» (Vauxhall) 3 шт., «Пежо» 4 шт. (всего 44 машины и 4 мотоцикла. — «Труд»)" — такой список управделами Совнаркома Бонч-Бруевич получил в марте 1919 года от начальника автобазы Совнаркома. В записке также сообщалось, что реально на ходу 16-18 автомобилей, остальные стоят «на приколе» из-за отсутствия запчастей или бензина. В то время одно за другим закрывались предприятия по производству электропроводов, аккумуляторов, шин, а подвезти импортные было невозможно, страна в кольце блокады. Но тем не менее Ленину, Дзержинскому (ВЧК), Троцкому (Реввоенсовет), Красину (нарком внешней торговли), Каменеву (председатель Моссовета), Цюрупе (нарком продовольствия), да и Бонч-Бруевичу транспорт подавался беспрепятственно: на запчасти, если надо, разбирали другие машины, за полтора года бывший императорский гараж лишился 16 автомобилей.
Конечно, самый роскошный лимузин, «Делоне-Бельвиль», достался «большевистскому царю» (на снимке внизу слева — предыдущий хозяин машины, Николай II). До этого Ленин ездил на французской же «Тюрка-Мэри» (на снимке внизу справа), ранее принадлежавшей великой княжне Татьяне, а потом — главе Временного правительства Керенскому.
Именно «Тюрка-Мэри» утром 9 ноября 1917 года впервые подали новому главе государства к подъезду Смольного. А через полтора месяца оттуда же, от Смольного, машину угнали!
Чекисты, понятное дело, скоро ее разыскали, но Ильич уже пересел на «Бельвиль». В котором его и обстреляли вечером 1 января 1918 года. Вождь не пострадал, но машину восстановить было невозможно. На таком же лимузине ездил Бонч-Бруевич, Троцкому достался «Роллс-Ройс», а Каменеву — «Пежо» (однажды взорвавшийся из-за отвратительного горючего: спиртовую смесь, которую выдавали шоферам, чтобы те добавляли в дефицитный бензин, «водилы» реализовали на сторону, а в бензин лили что придется). Дзержинский предпочел «Рено», аналогичный тому, на который в очередной раз «пересадили» Ленина (на фото — Ильич с семьей в Renault-40 на военном параде в Тушино в мае 1918-го). А вот нарком по делам национальностей Сталин, в первые месяцы после переворота разъезжавший на служебном «Вокс-холле», в марте 1919-го уже вынужден обходиться упряжкой с парой лошадей — как и всесоюзный староста Калинин, дипломат Чичерин и председатель ВСНХ Рыков. В общем, вопрос с транспортом надо было как-то решать...
В конце 1919 года Леонид Красин начал в Лондоне переговоры о закупке партии Rolls-Royce Silver Ghost для республики Советов. Сдержанные англичане удивились: в стране вроде бы голод, по всему миру собирают продовольствие... Но 10 млн золотых руб-лей (или 1 млн фунтов стерлингов) сняли все вопросы. Сделку провели через созданное в Англии экспортно-импортное общество А-РКОС. И 73 роскошных «cеребряных призрака» малыми партиями отправились в Россию. Вообще-то должны были поставить 400 авто, но разразившийся скандал заставил А-РКОС перечислить-таки часть денег на покупку продовольствия для голодающих.
Новенькие «Роллс-Ройсы» получили все руководители и народные комиссары, их замы, военкомы — этот автомобиль в начале 1920-х стал официальным советским «членовозом». И оставался им почти 10 лет: на снимке справа Сталин выходит после заседания XVI cъезда ВКП(б) летом 1930-го к ожидавшему его «роллсу». Конечно, один из первых лимузинов достался Ленину. А вскоре в гараже особого назначения — ГОН, который выделили из автобазы Совнаркома специально для семьи Ильича (сейчас, кстати, именно ГОН обслуживает президента, премьер-министра и первых лиц Госдумы и Совета Федерации) случился... аврал. Причиной тому — записка от скромняги Ильича: «Прошу в срочном порядке озаботиться сборкой автосаней системы «Кегресс» не менее трех штук для обслуживания меня и Совета Народных Комиссаров».
Речь об изобретении француза Адольфа Кегресса, завгара императорского гаража, который в 1915-м сделал автосани, заменив задние колеса автомобиля гусеницами, а передние — лыжами. Ильич, который зимой 1919 года жил в Горках и выезжал на охоту, решил обзавестись новинкой. Сказано — сделано, хоть и пришлось повозиться. Но куда денешься — Ленин!
В архивах ГОН есть и еще один интересный документ. Чекисты следили, как используется служебный транспорт. Так вот, в июле 1920 года по ленинским вызовам машины выезжали 147 раз. При этом Ильича возили только 10 раз, остальное — членов семьи. Пока Ленин был в силах работать, на подобные «пропорции» закрывали глаза. Но уже в 1923-м домочадцев вождя стали ограничивать в поездках, а потом и вовсе игнорировать их вызовы.
В 1922 году, с приходом нэпа, престижные автомобили за границей стало закупать не только государство, но и разные ведомства. Порой получалось неприлично: директор какой-нибудь конторы приезжал к наркому на Rolls-Royce Phantom I, а у того всего лишь Silver Ghost. И власти решили взять процесс под контроль. От идеи запретить импорт машин отказались: они нужны были армии. Компромиссным решением стало отдать закупку госорганам, разрешив ввозить лишь открытые автомобили и мотоциклы с колясками (понятно, автомобилей ГОН эти ограничения не касались). При госмонополии внешней торговли каждая закупка сопровождалась таким количеством согласований, что в итоге бюджет на эти цели у госорганов вырос в 2,5 раза. Как знакомо!
Ну а что с чиновниками средней руки? Первым единым служебным автомобилем для них стал ГАЗ-А (верхняя марка на фото вверху), производство которого началось в Горьком в 1932 году на базе лицензионного «Форда». Так в СССР появилась автомобильная промышленность. Помимо чиновников эту машину получили МВД и НКВД, армия, а также таксопарки. В 1936-м появился еще и ГАЗ-М1, «эмка»: у нее более мощный мотор и закрытый кузов (средняя марка на фото вверху). Тогда же на заводе имени Сталина в Москве выпустили первый советский лимузин ЗИС-101 (нижняя марка на фото вверху), предназначенный для руководителей обкомов и наркоматов. А улучшенный его вариант, машина высшего и представительского класса ЗИС-110, появившаяся сразу после войны, позволила пересадить на отечественные авто и высших чиновников. Это произошло в 1949 году — одномоментно во всех гаражах высших органов власти иномарки были заменены на ЗИСы.
Теперь иерархия выглядела так. Высшим чиновникам выделялись ЗИСы (позже — ЗИЛы), аппаратчикам Совмина и ЦК, секретарям обкомов, а также заслуженным деятелям науки и техники — выпускавшийся в Горьком ГАЗ-12 ЗИМ (потом — ГАЗ-13 «Чайка»). Чиновников средней руки усаживали на преемницу «эмки» «Победу» (впоследствии ее сменит «Волга»), а в райкомах и райисполкомах радовались «Мос-квичам», появившимся в 1947 году, и советским джипам ГАЗ-67 и ГАЗ-69. А сам Сталин в конце 1949-го наконец-то сменил бронированный лимузин Packard Twelve, подаренный ему в 1935 году президентом США Рузвельтом, на советский автомобиль скрытого бронирования ЗИС-115 (на фото вверху).
Надо сказать, что сталинский способ пересаживать чиновников с более престижных автомобилей на менее так и остался непревзойденным. Хотя попытки были. Одна из них до сих пор на слуху: в 1997 году первый зампред правительства Борис Немцов пролоббировал указ Ельцина о запрете госзакупок иномарок для чиновников. Предполагалось, что все служивые должны пересесть на «Волги». Что из этого вышло, известно.
Была и вторая попытка. На сей раз речь шла о сокращении машин для служебного пользования. А те чиновники, которые сохраняли право на персональный транспорт, должны были пересесть с «Чаек» на «Волги». Для Хрущева, начавшего реформу в 1956 году, это была борьба с привилегиями, а для номенклатуры — слом сложившейся системы поощрения. Кто ж на такое согласится! И чиновники тормозили, как могли. Один из самых распространенных способов — перевод персонального авто в специальные: спецмашины аварийной, почтовой, медицинской и прочих служб не изымали и не продавали. Были и другие ухищрения. В итоге реформа провалилась. А вскоре лишился поста и сам реформатор, напоследок сменив персональный ЗИЛ на «Чайку», а ее — на «Волгу». Чиновники опять победили.
Посмотрим, как сложится на этот раз...