Минпросвет обязал школьных учителей выявлять в своих классах детей-агрессоров и направлять их энергию в «социально полезное» русло
Накануне нового учебного года Министерство просвещения разослало по регионам новые рекомендации для школьных учителей. Список этих рекомендаций очень широк и состоит из красивых, правильных слов о доверительных отношениях между учителями и их воспитанниками. При этом педагоги теперь должны выявлять в своих классах детей-агрессоров, направлять их энергию в «социально полезное» русло и вообще снижать градус враждебности в подростковых коллективах. Нет ли здесь попытки наделить педагогов несвойственными им функциями, возложив на них обязанности психологов и специалистов службы опеки?
Авторство методических рекомендаций, о которых идет речь, принадлежит подведомственному министерству Центру защиты прав и интересов детей. Документ направлен в регионы для распространения в школах, в некоторых образовательных учреждениях с ним уже успели ознакомиться.
В документе подчеркивается, что поводом для повышенного внимания к подростку может быть не только его прямая агрессия, но и низкая успеваемость, жизнь в неполной или неблагополучной семье, чувство глубокой социальной несправедливости и так далее. Исправлять ситуацию рекомендуется максимальным вовлечением таких детей в школьную жизнь.
Педагогам предлагается налаживать близкие и доверительные отношения с активными и латентными агрессорами, направлять их энергию в «социально полезное» русло, обеспечивать условия для их самореализации, осознания собственной индивидуальности, способствовать профессиональному и личностному самоопределению подростков. Отслеживать условия, в которых живут школьники, оценивать уровень их развития, изучать личные интересы. Результаты этой работы, по мысли чиновников от образования, должны стать «ресурсной базой» для родителей детей и самих педагогов в вопросе обеспечения «психологической безопасности подростков»...
Первая реакция со стороны педагогов на эти рекомендации оказалась, мягко говоря, сдержанной. По их мнению, если отбросить в сторону все канцеляризмы, то суть сводится к напоминанию: в школе должна вестись не только образовательная, но и воспитательная деятельность. По словам директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга, почти все изложенные в министерских рекомендациях тезисы и так входят в функционал классных руководителей. В принципе этого всегда хватало для выстраивания доверительных отношений между учениками, их родителями и педагогами.
Куда интереснее получить ответ на другой вопрос: откуда у чиновников взялась уверенность в том, что педагог может совладать с подростковой агрессией? Одного, пусть даже самого искреннего желания помочь здесь мало — нужны специальные знания. Что логично, они есть у психологов, а как сказано в утвержденной Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации, к 2025 году в каждой школе страны должен быть штатный психолог. Сейчас их численность в системе образования — около половины от нужного количества. Так не логичнее было бы начать с опережением графика комплектовать школы психологами, не тратя времени на составление рекомендаций педагогам?
В предлагаемом же чиновниками варианте получается даже не двойное, а тройное дублирование функций: школьному учителю предлагается быть педагогом, психологом, а еще в немалой степени сотрудником службы опеки. Сомнительная радость за одну зарплату!
Впрочем, не так давно вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предлагала вообще отказаться от развития школьной психологической службы. По ее мнению, «детям не нужны психологи, а нужны воспитатели. В России всегда воспитание было главным. Психологи — это не та миссия». Если считать, что в Министерстве просвещения Яровую услышали, то новые рекомендации вполне объяснимы...