Во сне, не наяву

Вице-премьер Дмитрий Рогозин в очередной раз сообщил, что Россия намерена активно развивать собственное авиастроение

... И пообещал с 2019 года ввести пошлины за ввоз иностранных лайнеров, чтобы наши авиаперевозчики покупали российские самолеты. Хорошая идея, но где взять столько наших самолетов?

В настоящее время на российских авиазаводах собирают порядка 25-30 разных типов самолетов в год. Это в десятки раз меньше, чем у крупнейших мировых производителей — европейского Airbus и американского Boeing. «Но в 2025 году, с учетом наших планов, мы будем выпускать уже 110 самолетов в год, — не скрывает оптимизма вице-премьер. — Советский Союз выпускал 75 самолетов, а мы будем — 110!»

Насколько реалистичны такие планы? В лучшие годы авиапромышленность СССР выпускала свыше 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов, около 300 вертолетов гражданского назначения, более 620 самолетов и 390 вертолетов военных. Четвертую часть мирового парка гражданской авиации составляли самолеты советского производства.

Наш эксперт Олег СМИРНОВ, бывший замминистра гражданской авиации СССР, настоятельно советует трезво взглянуть на вещи. Провальная политика в сфере отечественного гражданского самолетостроения привела к тому, что за четверть века мы очень сильно отстали от ведущих производителей. И сегодня мы летаем на их самолетах, кормим самолетостроителей США, Европы, Бразилии и Канады. Мы потеряли миллионы рабочих мест. Покупаем западную технику, запасные части, тренажеры за доллары, готовим инженеров, пилотов, техников за доллары, а продаем билеты за рубли. Как в таких условиях всерьез говорить о конкурентоспособности, если рубль то и дело валится в пике?

Впрочем, нет худа без добра: наконец-то вице-премьер публично признал то, о чем авиационное сообщество толкует четверть века: ставка на зарубежного авиапроизводителя негативно сказывается на нашей экономике и угрожает национальной безопасности. Хотя, будем откровенны, Дмитрий Рогозин не говорит всей правды. Озвученные им планы по среднемагистральному российскому лайнеру МС-21 пока не подкреплены расчетами, машина только рождается, проходит заводские испытания, а это очень сложная и длительная работа для инженеров и пилотов.

«Будем надеяться, — говорит Смирнов, — что испытания пройдут хорошо, но говорить о запуске самолета в серию на этом этапе рано. И тем более грозить пошлинами в адрес Airbus и Boeing. Как тут не вспомнить разрекламированные надежды на Sukhoi Superjet 100, в который вложены миллиарды долларов. Но должной отдачи от него так и не дождались. Ни одна страна в мире не позволяет себе так вульгарно транжирить бюджет...»

Напомним, что сегодня 95% пассажирооборота мы выполняем на самолетах западного производства. И ситуацию в одночасье не изменить. Очень хочется верить в благие намерения нашего правительства, если, конечно, оно снова резко не сменит курс, как это уже было в 1990-х...

А в это время

«Аэрофлот» обнаружил подлог

Конфликт Шереметьевского профсоюза летного состава с «Аэрофлотом» заходит на новый круг. Администрация авиакомпании сообщила, что профсоюзные лидеры при подготовке акции протеста пошли на подлог. Так что не исключено, что стороны скоро снова встретятся в суде.

Напомним, что 25 июля активисты ШПЛС провели пикет с требованием провести индексацию заработной платы. В ответ администрация назвала акцию попыткой дестабилизации обстановки в трудовом коллективе. Как следует из официального сообщения, в «Аэрофлоте» за последние четыре года индексация проводилась трижды: в 2013-м — на 5,5%, в 2016-м зарплата повышалась адресно (4,4% — члены летного экипажа и 4,7% — инструкторы), в 2017-м — еще на 4,7%. В 2014 и 2015 годах повышение заработной платы не производилось в связи с убытком компании по отчетности МСФО.

В сообщении отмечается, что «Аэрофлот» расширяет систему материального поощрения сотрудников. Например, для летного персонала с 1 октября 2017 года вводятся дополнительные ежеквартальные выплаты за стаж и добросовестную работу. А с июня уже действуют единовременные выплаты при трудоустройстве летного состава. Для командира воздушного судна выплата составляет 650 тысяч рублей, для второго пилота — 350 тысяч. По мнению экспертов, подобная система соответствует мировой практике гражданской авиации и является эффективной мерой по обеспечению социальной защищенности летных кадров.

Тем не менее лидеры ШПЛС продолжают собирать подписи под петицией с требованием индексации зарплаты и отправляют на имя главы «Аэрофлота». На днях в администрации изучили списки и сообщили «Труду», что обнаружили подлог. Как минимум 11 членов трудового коллектива, от имени которых выдвигаются требования, документ не подписывали.

Если дело обстоит так, то подлог может стать поводом для обращения в суд. Тем более прецедент имеется. В апреле 2015-го Мещанский суд Москвы вынес приговор троим активистам ШПЛС, признав их виновными в покушении на мошенничество в особо крупном размере.