Два года боли
17 августа — годовщина трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС
7 августа 2009 года — в день страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС — погибло 75 человек. Большинство из них — жители поселка энергетиков Черемушки, где почти каждый так или иначе связан со станцией.
Последние два года Черемушки благоустраиваются. «Раньше поселок практически не освещался, а ведь находимся мы в нескольких километрах от электростанции, — рассказывает „Труду-7“ жительница Черемушек Наталья Дементьева. — Сейчас отремонтировали школу, дороги, скамейки на улице появились, освещение. Но когда мы собираемся с матерями, потерявшими на станции детей, то спрашиваем: почему все эти перемены к лучшему стали возможны лишь после гибели наших детей?» Родственники погибших уверены, что они стали жертвами алчности руководства ГЭС. «Сын Сергей работал на станции в ремонтной бригаде, — продолжает Наталья Владимировна. — Ремонтировал тот самый второй гидроагрегат, который рванул. Приходил домой, ругался: „Нас заставляют из полного г... делать конфетку. На ремонт дают копейки“. В то же время зарплата директора станции тянула на миллионы. ГЭС работала на пределе возможностей. Знаете, какая была вибрация? В некоторых домах поселка мебель ходуном ходила.
Я сама на станции 32 года проработала. Когда произошла трагедия, мне было 54 года, через три месяца наступил пенсионный возраст. Хотела работать дальше, ведь на пенсию не проживешь. И услышала: „Увольняйтесь. Руководство не хочет видеть вашу кислую физиономию“. А какое у меня может быть лицо, если я сына потеряла? Уволилась. Младший сын пытается устроиться на станцию. Не берут. Куда еще в нашем поселке податься?»
«Ступень к жизни»
Спустя пять дней после аварии премьер-министр Владимир Путин во время посещения станции сказал: «Необходимо решить вопрос с обучением детей из пострадавших семей. Естественно, на бюджетной основе». «Представители „РусГидро“ на собраниях пострадавших обещали всем сиротам выдать сертификаты на бесплатное обучение в вузах, — говорит Наталья Петрова, у которой в аварии погиб супруг. — В 2010 году младшая дочь Даша окончила школу. Аттестат у нее хороший, девочка решила поступать в институт. Я пошла в общественную приемную „РусГидро“, но ничего не добилась. В итоге помогли в Министерстве образования Хакасии. Дочка сейчас учится на бюджетном отделении в красноярском институте».
«Всего у нас в поселке осталось 46 сирот в возрасте от 2 до 18 лет, — сказал „Труду-7“ Николай Жолоб (у него в аварии погиб сын Максим, остались две внучки). — Если мы сегодня не утвердим на бумаге обещания премьера о бесплатном образовании, наши дети его не получат».
Вместе с другими родственниками погибших Жолоб создал общественный комитет «Ступень к жизни». Эта организация требует от «РусГидро» обеспечить всех сирот жильем. На сегодняшний день, по словам Жолоба, приобретено 26 квартир, а нужно более 40. «С квартирами не обошлось без странностей, — говорит Николай Васильевич. — Двухкомнатные квартиры в Саяногорске сначала приобретали за 950 тысяч рублей, потом за 1,1 млн. рублей, а затем почему-то за 1,65 млн. Закрадываются нехорошие подозрения. Я уже обратился в прокуратуру. Сразу после аварии „РусГидро“ щедро раздавало нам обещания. Например, пять лет выплачивать родителям погибших ежемесячную пенсию. В итоге выплачивают 1 тысячу рублей в месяц. Обещали оплатить памятники на могилках — не оплатили. Да, мне как родителю погибшего сына выплатили 150 тысяч рублей. Но с какой формулировкой? Если я решу подавать на „РусГидро“ в суд, эти деньги я должен буду вернуть».
В омуте
«Ступень к жизни» добивается того, чтобы каждого жителя поселка застраховали на 5 млн. рублей — на случай, если со станцией опять что-то стрясется и Черемушки, не дай бог, зальет водой. «Говорят, что это бред. Но в то же время не страхуют. Значит, не уверены?» — спрашивает Жолоб. А еще жителей Черемушек до сих пор мучает вопрос: можно ли было спасти людей? «Ходили слухи, что в затопленных помещениях были воздушные „стаканы“, где можно было держаться на воде и дышать, — говорит Наталья Дементьева. — Трагедия случилась в понедельник в 8.15. Воду начали откачивать в четверг вечером, потому что на станции не было насосов — их сюда пришлось везти. Возможно, если бы начали откачивать сразу, жертв было бы меньше».
Суд по делу об аварии постоянно откладывается. Семьям погибших сообщили, что теперь надо ждать декабря. У потерпевших осталась слабая надежда получить ответы на вопросы: «На станции крутились миллиарды рублей. Разве в таком омуте справедливость отыщешь?»
«185 млн. рублей — такова сумма, утвержденная Советом директоров ОАО „РусГидро“ на ликвидацию социальных последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (оказание материальной помощи семьям погибших и пострадавшим)», — сообщили «Труду-7» в пресс-службе «РусГидро».
В настоящее время оказана материальная помощь на общую сумму порядка 170 млн. рублей, из них 112 млн. рублей составили единовременные выплаты семьям погибших, произведенные в течение первых четырех месяцев со дня аварии.
Кроме того, на помощь семьям погибших и пострадавшим из добровольных пожертвований, собранных благотворительными фондами, израсходовано более 58 млн. рублей.
Нуждающиеся ежегодно обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением.